По сюжету и сказки, и её международных вариаций, и фильмов, и мультфильмов, и балетного либретто, исчезнувшую с бала прелестную незнакомку ищут по туфельке, такой индивидуально крошечной, что впору она будет только одной, той самой. Балетмейстер Надежда МАЛЫГИНА от туфельки не отказалась, но приготовила ещё одно испытание кандидаткам в принцессы — танец на пуантах, а королевское объявление о «кастинге» прозвучит по телевизору. Ведь эта сказка давным-давно стала частью реальной жизни многих золушек и принцев, и тех, кому так и не довелось стать принцессами. Она в этой премьере живёт по-сегодняшнему, и то, что Золушка отправляется на бал в кабриолете, — обыкновенное театральное чудо, которое не противоречит ни сказке, ни такой же, как она, вечной музыке Прокофьева.
Тыкву оставили в покое. Оранжевая «толстуха» так и будет лежать на столе — знаком памяти о первоисточнике, живописным пятном в кухне Золушкиного дома. Ни тебе мышей, ставших лошадьми, ни крысы, превратившейся в кучера. Транспортным средством для Золушки станет кабриолет на часовом ходу — чудесное серебряное авто с крыльями, шестерёнками, колёсами и колёсиками, которое изобретут и воплотят в сказку персонажи Золушкиного сна.
«Осовременив» старую-старую историю, хореограф-постановщик балета «Золушка» Надежда Малыгина создала спектакль, где всё не всерьёз, кроме доброты и любви, где всё с улыбкой. А дирижёр-постановщик Михаил ГРАНОВСКИЙ, ничего не меняя в музыке Сергея Прокофьева, вместе с оркестром соединяет в этом настрое музыку с хореографией в лирический комический балет. Когда-то Евгений ШВАРЦ «переписал» старинную сказку своими словами. В премьере «Золушки» — свой танец.
Характеры персонажей, как мы видим на сцене, вполне современны — не в ущерб сказке. Нравы с времён Шарля ПЕРРО не переменились, только их обладатели живут в других домах, наряжаются иначе. А книжке предпочитают плазменную панель телевизора, нежному пению флейты — наушники с плейером, изысканным танцам — ленивый «домашний» фитнесс. Агрессивная и, как теперь сказали бы, сексапильная Мачеха (Анастасия БАГАЕВА) без труда вьёт верёвки из отца Золушки (Всеволод ШАМШУРИН), осыпая мягкосердечного муженька лавой вулканического темперамента. Сестрички Перчинка (Кюнсун ПАК) и Ванилька (Мария МИХЕЕВА), вымогая новое платье, «чтоб лучше, чем у сестры», колотят ножками об пол, плаксиво кривят ротики. Эти девочки в ярко-голубом и густо-розовом здорово отличились на балу, встав на пуанты. Так, Ванилька вовремя вспомнила виденного по телевизору «умирающего лебедя» и спешно приняла эту незапланированную позу, грохнувшись на пол. Пантомима, выразительная мимика артистов дополняют юмором классический балет, полный комических хореографических ситуаций.
Принц (Игорь БУЛЫЦЫН) внешне напоминает Валерку-гимназиста из фильма о неуловимых мстителях. Даже очки на переносице поправляет таким же жестом. Впрочем, он такой и есть — интеллигентный мальчик-«гимназист», попавший по воле обстоятельств — папы Короля (Сергей КРАЩЕНКО) с повадками настырного мажордома, — в «революционную» стихию бала, который изменит его жизнь. Вокруг «враги» — какие-то девицы размахивают юбками, торопясь стать его (!) невестами, при этом на него им явно наплевать, если б не титул и деньги. Бедного Принца шустрые приятели буквально втаскивают в бальный зал. И тут под мазурку появляется та, которая всех перетанцует на пуантах, но которой и это не обязательно: хрупкая девушка в белом иная, чем все, единственная…
Кабриолет на часовом ходу подан! Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.
Золушка в исполнении Мики НИСИГУТИ именно такая с первого момента на сцене, когда ещё только трёт тряпкой кухонный пол. Улыбчивый ангел, добросовестно выполняющий работу поломойки, посудомойки, умеющий даже в грубых сабо танцевать, как в балетных туфельках. Стук горошин, которые перебирает Золушка, о дно стеклянной банки становится частью музыки Времени, как если бы могли звучно отсчитывать секунды песчинки в песочных часах. Время здесь «заговорило» танцем разных времён года — времён жизни, её весны и лета, зимы и осени. Этих персонажей привела к Золушке Фея (Татьяна МЕВХ). Так в «Синей птице» МЕТЕРЛИНКА мальчику и девочке являются из небытия люди прошлого, а здесь и прошлое, и настоящее, и будущее.
Сон Золушки в спектакле — мне кажется, лучшая из его сцен, где ярче всего проявились и смысл спектакля, и его зримый образ, созданный художником Вячеславом ОКУНЕВЫМ и художником по свету Ириной ВТОРНИКОВОЙ. Начавшись феерическим кошмаром с множеством золушек в разнообразных ловушках и демонической мачехой на ходулях-джамперах, он завершается явлением серебряного кабриолета с часовым механизмом — машиной времени. Кабриолет, кстати, не одноразовый. После того как Принц с друзьями пробегутся в поиске Золушки «галопом по Европам», буквально следуя прокофьевским галопам, и маленькой потерянной туфельке найдётся пара, пара влюблённых окажется вместе в этом кабриолете. И машина времени понесёт их то ли в старую-старую сказку, то ли в будущее, сказочно-счастливое.