ВО ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ БАШНИ, СМЫЛО МИЛИЦИОНЕРА
Для нас «Ночь музеев» стартует в шесть вечера. Будучи новичками, мы заранее подготовили себе маршрут. Первая точка на нашей карте – гигант уральского конструктивизма и символ Уралмаша Белая башня. Успеваем на первую экскурсию. Молодой человек сразу же просит надеть на себя каски и расписаться в журнале техники безопасности. Когда попадаешь на лестницу, то понимаешь, о чём он. На ступеньках порой видны зияющие дыры, а бетонные блоки выглядят так, что вот-вот обвалятся. Пока поднимаюсь, успеваю прочесть все послания, оставленные на стенах подростками в 90-е и 2000-е. Номера телефонов Маш и Марин уже вряд ли кому-то пригодятся.
Белая башня была построена в 1931 году в качестве автономного водопровода. Её архитектор с библейским именем Моисей, планировал сделать башню многофункциональной – на первом этаже жители Уралмаша могли ждать транспорт, а наверху смотреть на город с высоты птичьего полета. Но на самом деле на первом этаже жил сторож, а наверх, естественно, подниматься посторонним было запрещено.
– Только представьте, – шутит экскурсовод. – Поднимается сторож наверх, а там его ждет персональный бассейн – бак с водой.
Поднимаемся на сам бак – полусферическую конструкцию.
– Первое испытание башня не выдержала – прогнулось днище бака, сделанное из металла. Вода прорвала бак и вылилась на бульвар. Поток был такой силы, что смыл милиционера. Но архитекторы не отчаялись и сделали бак из железобетона. Вплоть до 60-х годов, когда Уралмаш полностью перешел на водопровод, она выполняла свою функцию, – сообщает экскурсовод.
Моисей отчаянно пытался реабилитировать своё детище – сделать в баке кафе на 50 мест, а на смотровой площадке – кафе-мороженое. Но вместо этого мы видим стены, исписанные граффитистами в несколько слоев, наверху всё же есть смотровая площадка, с которой открывается вид аж до Среднеуральска. Но нам пора двигаться дальше.
КИБОРГИ СРЕДИ НАС: НОУ-ХАУ В МУЗЕЕ ЭНЕРГЕТИКИ
Рядом с музеем энергетики Урала, тоже на Уралмаше, много детей. По всей видимости, они проходят квест: вкручивают и выкручивают лампочки, уравновешивают весы, где на одной стороне лежат личные приспособления типичного энергетика. В ход идут личные вещи из карманов: ключи, телефон и даже шапка.
В самом музее проходит экскурсия. Дети еще до прихода главной тетеньки играют с энергетическими шарами – прикасаются к ним палочками, похожими на световые мечи из «Звездных войн», в шарах разряжаются молнии. Но что еще интереснее, они дотрагиваются до шара пальцами – эффект тот же. Из чего чей-то папа заключает: «Люди тоже проводники энергии». Достаточно быстро их забаву прерывает экскурсовод – женщина просит всех отойти и начинает объяснять, как действует это волшебство.
– Стекло – это диэлектрик. Такие же стеклянные или керамические заглушки крепятся на линиях электропередач, чтобы удержать электричество.
Нас проводят по музею и рассказывают историю энергетики на Урале от Николая II, при котором Россия по электрификации занимала 60 место, до постройки Рефтинской ГРЭС. Экскурсовод с большим удовольствием рассказывает про Ленин и Ткаченко. Один вывел страну на третье место, обеспечив всех лампочками Ильича. Другой в 75-м году провел электричество в последнюю уральскую деревню.
Рассказ сопровождается ритмичными звуками «дзынь» – это малыш балуется печатной машинкой.
– А это наш Валера, – говорит женщина еще об одном фаворите – манекене с голубыми глазами и завитыми ресницами в костюме электрика за 40 тысяч рублей. – Мы его так в честь Валеры из песни Афродиты назвали. Посмотрите, какой настоящий мужчина!
Восторг детей вызывают два киборга, сделанные из проводов. Такие кабели проходят под землей и морскому дну. Мальчик подбегает к ним, хватает за руки – загорается лампочка.
– Я – источник энергии, – радостно восклицает мальчуган.
– Нет, ты её проводник, – объясняет папа.
Киборги согласно кивают.
КРОССФИТ С ДЕНЕЖНЫМИ МЕШКАМИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ
– Миша, ата-та положи мешок на место, – взволнованно говорит своему спутнику, мужчине лет сорока, миловидная женщина.
Миша пришел на экскурсию в музей центрального банка и то и дело вытворяет что-то эдакое.
– Эти мешки тяжеленные! В них десятирублевыми монетами около 200 000 рублей. А вы сразу два взвалили на плечи, – удивляется экскурсовод Милана. - У нас сегодня все мужчины фотографировались с этими мешками, правда, брали по одному.
– Миша идет на рекорд, – довольно поясняет его спутница.
В одном углу хранилища воссоздана обстановка денежной кладовой русско-азиатского банка. Здесь все под старину вплоть до плитки, дверей и деревянных сейфов. В другом углу стоит старинный сундук для транспортировки денег. Милана открывает его и предлагает подержать мешочек с монетами – здесь их сто рублей по пять копеек. Беру в одну руку, маленький мешочек, но рука под тяжестью килограммов молниеносно уходит вниз. Так и в качалку можно не ходить!
На полу лежат слитки золота и серебра.
- Неужто настоящие? Да без охраны? – любопытствую я.
Но, нет. Всего лишь муляжи. Надев беленькие перчатки, Миша не упускает возможность подержать такое сокровище в руках и запечатлеть сей миг на фото.
Поднявшись по лестнице, попадаем в другое, более современное помещение. Здесь расположены металлические контейнеры с разным количеством денег. Самый дорогостоящий рассчитан на 450 миллионов рублей. Именно его Миша взваливает себе на плечи. Так и хочется сказать: «Миша, ата-та положи сейф на место».
ЗАТОНУВШАЯ «ПАЛУБА»
Следом попадаем на «Палубу». Арт-пространство явно пользуется спросом у хипстеров. Здесь и музыка соответствующая, и картины непонятные. При входе стоит штурвал, несколько старинных кованых сундуков и бюст бородатого дяденьки. Гадаем, кто это – Платон или Сократ.
– Это Александр Лысяков, - с укором говорит нам девушка, похоже, местный экскурсовод. - Изначально он создал это пространство для себя как мастерскую. Это самый известный кузнец на Урале. Всё, что вы видите здесь, не бутафория. Например, штурвал он выиграл на спор у матросов, которые на своем корабле бороздили моря Китая.
Спрашиваю у неё про картины с глазами, так как они везде. Хочется растолковать идею автора, которым тоже, как становится ясно, является Лысяков.
– А это не глазки. Это рыбки. Такая у него задумка. Александр Андреевич – действительно магический человек, очень крутой. Тут помимо его картин есть репродукции работ других художников. Тоже из его коллекции. И галерея, кстати говоря, непростая. Она может складываться в гармошку и раздвигаться. Сегодня для посетителей открыли все картины.
– Почему вы находитесь в подвале, хотя палуба ведь наверху? А еще лофтом зоветесь, лофт – это верхние этажи зданий? – меня не покидают эти вопросы.
– Если вы поднимите голову, то увидите окна. Но на самом деле, это имитация океана, а мы – затонувший корабль.
Есть на этом корабле и персональные трюмы. Девушка ведет нас в комнату за железной дверью. Там в абсолютно пустой комнате можно оставить свой отпечаток предкам. Набираю в шприц красную краску, пуляю из него в стену и, вуаля, мой вклад в перфоманс внесен. Девушке с парнем тоже не терпится присоединиться, но жалко кеды. Изобретательные хипстеры находят выход – парень старательно обматывает её подошву скотчем. Но ленты хватает лишь на одну ногу, на выручку приходит фотограф «Комсомолки» – жертвует девушке свои бахилы.
– Ура, моя мечта сбудется, – радостно восклицает девушка с розовыми волосами и направляется в комнату. А мы покидаем затонувший корабль.
ОТ ПИОНЕРСКОГО ГАЛСТУКА ДО ТЕТРИСА В МУЗЕЕ СССР
В пространстве музея советского быта «Сделано в СССР» и Антимузея компьютеров и компьютерных игр тоже много молодежи. Играют в морской бой, прыгают через резиночку, рубятся в игры 90-х. Так много людей, что невольно начинаешь переживать за экспонаты: все что-то трогают, меряют. Вот девушка надела на себя наряд пионерки. Всё ничего, но современные кроссовки и джинсы выдают.
– За ношение джинсов тебя бы из партии выгнали, – смеется подруга, снимающая пионерку нового времени на телефон.
А рядом подруги, нарядившись в яркие куртки и широкие джинсы, словно собираются на дискотеку.
Не упускаю возможность поиграть в Need for speed – гонки моего детства. Рядом женщина лет тридцати тоже уткнулась в экран.
– Хорош залипать уже, домой пойдем, – зовет её муж.
Я иду на рекорд – с последнего места перехожу на первое. Всего-то понадобилось три попытки. Теперь можно с чистой совестью держать путь дальше.
САЛЮТ КОСМОНАВТАМ!
Один из последних пунктов нашей программы – планетарий здании кинотеатра «Салют». Здесь нам рассказывают о еде и средствах гигиены космонавтов. Оказывается, наш творог ценится в космосе – там его можно обменять на любой другой продукт с космонавтом из другой страны. Молодой экскурсовод объясняет: «Жидкостей на корабле нет. Даже зубы космонавты чистят пастой, которую можно съесть».
– А как же они там в туалет ходят? – воодушевленно интересуется женщина.
– В специальный пылесос. Там он всё спрессовывает и отправляет в открытый космос, где отходы жизнедеятельности сгорают в атмосфере.
– Так вот чем был Челябинский метеорит, – шутит мужчина в теле.
САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ ОБЩАГИ СОВЕСТКОГО ВРЕМЕНИ
Направляемся на плотинку – тут у водонапорной башни, где в советское время располагалась коммунальная квартира, очередь, так что просто забираемся по лестнице наверх, фотографируем и едем в еще одну общагу, символ конструктивизма – квартиру 38, которая иначе зовется ячейкой F. Поднимаемся по темным лестничным пролетам, заходим в длинный светлый коридор, где на полу валяется разбитый горшок с фикусом. Только оказавшись на месте, понимаем, в чем особенность квартиры – она двухэтажная и с лестницей. Здесь душно и тесно, людей много, экспонаты малы – фотографии и листочки с текстом, так что к ним не подобраться. Приходится слушать экскурсовода.
Он рассказывает о конструктивизме, о женщине, жившей в этой квартире, а позже репрессированной за двух мужей – врагов народа. Экскурсия довольно скучная, но сама архитектура общежития необычна.
Пробыв там немного времени, мы спускаемся, чтобы завершить свой маршрут. В дверь общежития заходит Миша и его компания. Отличное завершение Ночи музеев. «Миша, ата-та, не разбей еще один горшок с фикусом».