Самые влиятельные диаспоры Среднего Урала. Езиды

Самые влиятельные диаспоры Среднего Урала. Езиды
Самые влиятельные диаспоры Среднего Урала. Езиды
Самые влиятельные диаспоры Среднего Урала. Езиды
Самые влиятельные диаспоры Среднего Урала. Езиды
Самые влиятельные диаспоры Среднего Урала. Езиды
Самые влиятельные диаспоры Среднего Урала. Езиды
Самые влиятельные диаспоры Среднего Урала. Езиды
Самые влиятельные диаспоры Среднего Урала. Езиды
Фото: eanews.ru
Антон Гуськов

Езиды – самая закрытая восточная культура на протяжении многих веков. Известно о них крайне мало, тем не менее в России на слуху имена нескольких представителей этой небольшой народности: криминальные авторитеты Аслан Усоян (дед Хасан), Захарий Калашов (Шакро Молодой), миллиардер, и депутат-промышленник Зелимхан Муцоев, певица Зара. У езидов до сих пор своя религия и тайные обряды, кастовое и родовое социальное устройство, свой король, которому подчиняются общины по всему миру.

Несколько месяцев назад езиды начали большую информационную кампанию. Они впервые за столетия решили громко заявить о себе, чтобы обеспечить выживание сородичей на исторической родине, в Ираке, в зоне постоянных боев. Новый курс на открытость позволил корреспонденту ЕАН поговорить с уральскими езидами и выяснить, кто они такие, как живут и кому молятся. 

 

В Свердловской области проживает около 5 тыс. езидов

Большинство из них приехали на Урал из Армении и Грузии в начале 90-х, когда в бывших советских республиках начался масштабный экономический кризис. Работали на стройках, в мастерских. Освоившись, пошли в торговлю. Отличить езида от, скажем, армянина или грузина практически невозможно. Традиционная фамилия езида кончается на букву «и». Например, Ахмади. Но бежавших в начале 20 века от турецкого геноцида езидов при получении паспортов в молодых советских республиках записывали, как всех. Так и появились тбилисские Ахмедовы и ереванские Ахмадяны. 

Наш собеседник, духовный лидер уральских езидов Георгий Асоев , как и тысячи его соотечественников, приехал в Россию в начале 90-х из Армении. Сначала чинил обувь в Челябинске, потом открыл мастерскую в Сысертском районе Свердловской области, последние лет 15 живет в Екатеринбурге, перевез семью. О своей работе рассказывает немногословно, у него своя строительная фирма . Лидером сообщества Асоев стал не по родовому или кастовому признаку. Он – уважаемый человек. Это значит, что к нему приходят за советом. 

Езидов мало, но они крепко повязаны между собой. В первую очередь, по причине жесткой системы родовых и кастовых связей.

 

Георгий Асоев принадлежит к касте шехов. Всего у езидов три касты – шехи, пиры, и мриды.

Какой у этих каст функционал и как они взаимодействуют, постороннему человеку понять сложно. Для поверхностного объяснения езиды используют аналогию со звеньями цепи. Каждый шех имеет своего пира и мрида.  

Шехи и пиры - это духовники и религиозные наставники мридов – мирян.

У каждого шеха, в свою очередь, есть свой шех и т.д.  

Все касты подчиняются князю, монарху по праву крови.

«Звенья» связаны религиозными обрядами и кровным родством через огромные расстояния. Так, например, для подробного разъяснения социального устройства диаспоры в глобальном масштабе Георгий Асоев за несколько секунд подключил к интервью по видеосвязи родственника из Германии, тоже шеха. Максим Бакоян объяснил, как нация монархистов сохраняет свой строй, не имея государства: «Невозможно выстроить крепкую социальную структур в условиях, когда ты сегодня в Ираке, послезавтра в России, а потом, может, в Африке окажешься. Есть монарх Мир, он является шехом, и социальная власть принадлежит ему. Но мы много лет оторваны от своей земли. Фактически в общинах люди прислушиваются к мнению нескольких уважаемых людей. Жесткое вертикальное подчинение существует только в глобальных вопросах, когда речь идет о всей системе».

В разных источниках сообщается, что езидизм берет свои истоки в зороастризме и сформировался в 12 веке н. э. Езидов называют даже язычниками и солнцепоклонниками. Общеизвестные атрибуты этой религии выглядят экзотично для непосвященных. Так, например, главные визуальные символы веры – это павлин и изображение древнего храма Лалеш, расположенного на территории современного Ирака. В традиционно мусульманском регионе езидские племена не раз подвергались атакам и гонениям, поэтому со средних веков и по сей день это самая закрытая религия в мире. Изоляция культуры стала ответной мерой на многовековой натиск проповедников ислама. Запрет на браки с иноверцами позволил небольшой нации, разбросанной по всему миру, сохранить идентичность и выжить на чужих землях.

Максим Бакоян  

«Когда езиды переезжают в новое государство, власти знают две вещи. Первое – езиды никого не будут заставлять поменять религию. Второе - среди езидов никогда не было и не будет террористов».  

О догмах тайной веры езидов известно немного. Они верят в единого бога. По езидскому календарю сейчас идет 7  996 год. Кроме бога в духовном мире есть верховный ангел, изображаемый павлином. Павлин также символизирует красоту жизни и чистоту. Есть огромное количество ангелов рангом ниже, они четко поделены на группы, «опекающие» свои касты. В отличие от основных мировых конфессий, религиозные обряды езидов практически не менялись с момента их появления, и представители маленького народа любят это подчеркивать. Действующий по сей день запрет на прием в свою веру людей других наций связан не только с неясным статусом неофита в кастовой системе. Главное противоречие происходит из основной религиозной догмы езидов. Максим Бакоян объясняет – сама религия отторгает чужаков. Максим Бакоян  

«Захотел, скажем, немец стать езидом. Возникает вопрос – как он будет молиться? Каждый раз, читая священные молитвы, он будет сам себя отвергать как инородное тело. Там говорится, что все мы верим в единого бога. А значит что он нашел в нашей вере, чего нет в мусульманской или христианской?

Пусть он просто верит душой, ему не надо из-за этого менять религию. У нас не говорится – мой бог един, а другие ложные, мы лишь не допускаем существования нескольких богов. Наша религиозная структура включает много аспектов - мифологию, обряды. Но это все на втором месте. Форма религии ведет к главному - вере. И мы не можем принять человека, который отрекся от нее». 

Главное отличие езидов современности от предков – они изгои. Поэтому в 21 веке богослужения и беседы с духовными братьями из других каст проходят не в храме, а в гостиной. На видном месте – макет церкви, павлин, все остальные символы веры скрыты в комоде, выполняющем функцию алтаря. Один из них - ткань, которую пропитывают святой водой и прикладывают во время обряда духовного посвящения, - Георгий показывает, завернув в полотенце. Чужим смотреть нельзя. В соседнем ящике хранится бутылочка с водой из священной долины, где стоит главный храм Лалеш. Эту воду шехам переправляют через зону боевых действий и несколько границ. Расходуют такие бутылочки очень экономно. Колпачок разводится на несколько литров обычной воды, она тоже становится священной. 

Езиды, не разделенные государственными границами, стараются держаться максимально близко друг к другу. Даже селятся рядом. Так, например, в микрорайоне Ботанический живут в основном так называемые тифлисские езиды. Сортировка, улицы рядом с Таганским рядом – вотчина армянских езидов. Между собой они называют весь микрорайон Шамирой по названию Шамиранского района в Армении, откуда в основном и переехали. Соответственно, их дети ходят в одни садики, школы и с ранних лет учатся поддерживать друг друга. Не так давно, рассказывает Георгий Асоев, юные езиды объявили бойкот учителю. Он не поладил с одним учеником, а разговаривать с педагогом перестал весь класс. К счастью, у учителя нашлись друзья, которые дружили с уважаемым Григорием Асоевым, и конфликт, по его словам, был быстро и мирно исчерпан: «Я позвонил родителям этого мальчика и попросил, чтоб такого больше не повторялось. Они провели с сыном беседу. Он пришел, извинился перед учителем, нам его духовные позвонили, рассказали. И после этого с учителем подружился еще».  

Еще одна важная социальная черта сообщества - большие семьи. Трое-четверо детей, не меньше. Взрослые дети могут жить с родителями, если позволяет жилплощадь. Как следствие – многочисленные свадьбы, в среднем человек на 500. Исторически для таких масштабных торжеств езиды выезжали в поле и ставили палаточный городок. В современном Екатеринбурге чаще всего арендуют ресторан в комплексе «Космос» или ресторан Eteria в микрорайоне Вторчермет – заведение принадлежит езиду. 

21 век станет переломным для езидов, и сегодня духовные лидеры небольшой нации бьются над решением глобальных внутренних и внешних проблем. Защитные механизмы, веками оберегавшие культуру и социальный строй езидов, сегодня, наоборот, разрушают монолитность их сообщества. С начала 20 века езиды – беженцы в массе своей - думали о выживании и пропитании семьи. Сегодня их дети учатся в вузах, осваивают  «интеллигентные» профессии и начинают задавать неприятные вопросы старейшинам.

Наиболее острая проблема – браки. Невест для женихов подбирают родители. Супруги должны принадлежать к одной касте и роду. Например, невесту из касты шехов и «правильного» рода для своего сына – шеха Георгий Асоев будет искать за рубежом. Приемлемой кандидатуры в России просто нет. При таком подходе любовь у молодоженов – это дело случая. 

 

«Раньше их вообще не спрашивали, сегодня спрашивают, потому что начинаются конфликты. Более того, супруги начали разводиться. Развод для езидов - позор, а сейчас это стало, к сожалению, нормой.

Молодежь бунтует, но открыто против родителей идти боится», - рассказывает Артур Ахмедов.

41- летний мрид представляет то самое молодое поколение езидов, руководит отделом просвещения и информации в организации «Езиды Урала». Зачем нужно защищать традиционные ценности, как создать семью, если супруга выбрали родители, что делать, если хочется выйти за человека другой нации – на все эти вопросы раньше ответ давала вера. Сегодня главная проблема молодых и образованных езидов – недопонимание веры предков, считает Артур. На своих страничках в соцсетях он регулярно проводит просветительские эфиры и общается с единоверцами, иногда спасая им жизни. Так, ему удалось отговорить от суицида молодую женщину, узнавшую об измене мужа. 

И судя по сотням вопросов, которыми мрида забрасывают езиды со всей страны, новое поколение хочет разбираться в своей религии на очень глубоком уровне.

Внешняя проблема, ради решения которой езиды готовят первую в истории международную информационную кампанию, – борьба за национальные права. В 2014 году террористы ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России) напали на город Шангал в Ираке. Курдские вооруженные формирования накануне покинули населенный пункт, и историческое место обитания езидов оказалось без защиты. Более 10 тыс. человек были убиты, разрушено 40 храмов, взятых в плен женщин езидские диаспоры выкупают до сих пор. Около 300 тыс. пострадавших бежали в Европу. Акт геноцида произвел потрясение среди езидов по всему миру и выявил их главную проблему – разобщенность. 

В первые же дни родственникам, потерявшим дома и близких, были собраны огромные суммы, в том числе и на Урале. Среди местных езидов есть очень состоятельные люди. Деньги были переданы, но кто их тратил, кому помогал – в Екатеринбурге до сих пор не знают. Действия по организации выкупа езидских женщин и сбору материальной помощи до сих пор носят стихийный характер, нет четкой координации. Помощь международного сообщества была оказана, но из 10 млрд евро, выделенных ООН, езиды получили около 100 тыс. Остальное, по словам лидеров сообщества, досталось курдам. Это обнажило вторую проблему – мир мало знает о езидах. 

Статья в «Википедии» определяет езидов как субэтнос курдов. С чем сами езиды не согласны. Они говорят, что курды – это отколовшееся от них племя. Более того, у двух народов есть масса причин друг друга недолюбливать. И все же 100 тыс. беженцев из Шангалы, попав в Германию, обнаружили, что их национальности для европейцев не существует.

 

Максим Бакоян  

«В Германии национальности езид нет. Мне предложили назваться либо курдом, либо национальностью страны, откуда я приехал. Я русским назвался. И вот это нас поражает. Полтора миллиона человек не хотят называться курдами, а их загоняют в это».

Большинству беженцев, рассказывает Максим, сегодня нужна серьезная помощь. И завтра тоже. Встроиться в европейскую жизнь тяжело. Почти все езиды из Ирака – неграмотные, и в этом нет их вины. Дети по соображениям веры не могли ходить в мусульманские школы, где в обязательном порядке преподают Коран и читают намаз. Для ассимиляции на новой родине беженцам понадобится не менее 50 лет. А еще нужно поддерживать вооруженный отряд, охраняющий главную святыню народа – храм Лалеш, и обеспечить безопасность иракских езидов, которые продолжают жить в окружении вооруженных мусульманских группировок. 

В сентябре уральская диаспора езидов провела в Екатеринбурге круглый стол, посвященный проблемам геноцида езидского народа. Среди приглашенных присутствовали две женщины из Ирака, выжившие в плену после нападения террористов в 2014 году. Они рассказали свои истории, чтобы продемонстрировать трагедию, которая разворачивается на территории традиционных ближневосточных поселений езидов. На круглый стол кроме представителей местной диаспоры приехали езиды из Армении, Канады, Ирака, Германии. Местные журналисты были удивлены. Казалось, где мы и где Ирак? Езиды объяснили: проблемы внешней политики сегодня стали личными проблемами в каждом езидском анклаве, в том числе и на Урале. 

Езиды о зверствах мусульманских террористов в Ираке

Итогом трехлетней подготовки стал старт большой информационной акции, которая пройдет во всех крупных странах мира. Езиды собираются предъявить миру свидетелей геноцида и добиться признания своей нации международным сообществом. Мегаидея и программа максимум – создание своей автономии с четкими границами.

Антон Гуськов
 
По теме
В четверг Сырной седмицы воспитанницы регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии напекли блины для благотворительной акции Православной службы милосердия «Блины от души».
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершит в храмах уральской столицы богослужения накануне и в первую седмицу Великого поста, который в 2024 году начинается 18 марта.
В воскресной школе имени сщмч. Иоанна Вишневского при храме в честь Воскресения Христова, что в поселке Верх- Нейвинский (территория Нижнетагильской епархии), традиционными стали встречи из цикла «Беседы с батюшкой».
По поручению Департамента внутренней политики Свердловской области Ассоциация социально ориентированных некоммерческих организаций Среднего Урала (СО НКО) учредила Общественную награду «За вклад в развитие социальной сфе
В XVIII педагогической конференции Екатеринбургской митрополии приняли участие педагоги воскресной школы во имя святого праведного Симеона Верхотурского при Свято-Троицком Архиерейском подворье города Ирбит Н.А.
19 марта – празднование Ченстоховской, Шестоковской и именуемой «Благодатное Небо» икон Божией Матери - Екатеринбургская Епархия Ченстоховская икона Божией Матери относится, по преданию, к тем 70-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые написал святой евангелист Лука (память 18 октября).
Екатеринбургская Епархия
Здоровье в тренде - Газета Время Почему диспансеризация это не просто визит к врачу и пара анализов Для чего нужна диспансеризация, кто может ее пройти в 2024 году и какие патологии можно выявить на первом этапе, рассказывает Анастасия Солодухина,
Газета Время
Профилактика туберкулеза от рождения до преклонных лет - Городская больница Свердловская область – регион, где эпидемическая ситуация по туберкулезу ежегодно улучшается, но вероятность заражения данным заболеванием остается актуальной и требует регулярной профилактики.
Городская больница
Отряд юнармейцев «Кудрявцевцы» Исовской средней школы совместно с ветеранской организацией пос. Ис (председатель Н. А. Балахонцева), ветераном боевых действий Ю. А. Звековым возложили цветы на могилу В. С. Кудрявцева, погибшего в Афганистане, а также участвовали в митинге у памятника «Черный тюльпан» в пос. Ис - Газета Время Отряд юнармейцев «Кудрявцевцы» Исовской средней школы совместно с ветеранской организацией пос.
Газета Время