Фильм, который ты не увидишь. Павел Матяж о «Доме, который построил Джек»

Фото: Павел Матяж для 66.RU Ларс фон Триер снял фильм про маньяка. «Годами я снимал фильмы о добрых женщинах; настало время сделать кино о злом мужчине», – сказал режиссер.

Надо сразу сказать, что ты этот фильм никогда не увидишь. Ну потому, например, что там на глазах у матери расстреливают из охотничьего ружья ее детей. Отрезают грудь внучке Элвиса Пресли и лапку маленькому пушистому утенку (последний эпизод почему-то вызвал максимальное негодование у разнообразной общественности, в том смысле, что ладно сиськи, ладно дети, но утенка-то за что). Для тебя это слишком, и вообще, люди же ходят в кино и платят за это деньги, чтобы развлекаться. Да?

С другой стороны, ты обожаешь «Игру престолов»/«Во все тяжкие»/«Черное зеркало»/«Настоящий детектив»/«Шерлок»/«Фарго»/«Мир Дикого Запада», нужное подчеркнуть. Считаешь, что это настоящее кино? Крутое, современное, правда? А сколько там на твоих глазах было зверски убито молодых и старых женщин, маленьких мальчиков и девочек, а также разнообразных в разной степени беззащитных животных? Или «Семь», «Молчание ягнят», «Из ада», «Зодиак»? Все это существует миллион лет и имеет миллиарды поклонников. Так почему же свои претензии ты предъявляешь именно Ларсу фон Триеру? Что он тебе сделал?

Фото: kinopoisk.ru

Может, ты думаешь, что раньше не снимали кино, в котором маньяк-убийца был бы главным героем, к которому, кем бы он ни был, зритель по закону жанра испытывает если не симпатию, то сопереживает каким-то образом? Да половина книжек и фильмов про Джека-потрошителя написано/поставлено от первого лица. А как же «Американский психопат»? А все эти бесконечные сериалы от «Ганнибала» до «Декстера», где главный герой на протяжении многих сезонов зверствует максимально извращенными способами и все в восторге просто.

Фото: kinopoisk.ru

Может быть, дело в том, что Триер замахнулся на святое и посмел сравнить убийство с искусством? Так вроде бы это еще древние японцы придумали. И это никогда не мешало тебе восхищаться японской культурой, Мисимой, Куросавой, Китано, да их там сотни этих чокнутых самураев, помешанных на высокой эстетике насильственной смерти, убийства. Как тебе, кстати, «Королевская битва»? Да хотя к черту японцев, Триера они никогда не интересовали особо.

Фото: kinopoisk.ru

Его нынешний герой – американец, более того, он инженер, технарь, представитель европейской цивилизации. Джек. Он хочет построить дом. Или ты хочешь сказать, что только извращенная еврокультура могла породить Триера и позволила ему снять такое количество фильмов. Тут я тебе напомню про Говорухина, который в блаженном СССР прекрасно снимал про убийства детей и стариков, изнасилования студенток консерватории. Ты же любишь «Место встречи изменить нельзя», какой там прекрасный Высоцкий, «вор должен сидеть в тюрьме», вот это все. А он ведь там убийца и садист, причем находящийся на государственной службе. Ну в том смысле, что он убивает людей и мучает невиновного Юрского. Но это отдельный разговор.

Фото: kinopoisk.ru

Упоминая Говорухина, я имел в виду «10 негритят». Да это же советская копия «Дома, который построил Джек», там тоже все вертится вокруг детской считалочки. Вообще, надо сказать, что Триер в своем творчестве нечасто обращает внимание на СССР, он обходит своим вниманием Чикатило, его больше интересует Тарковский. В «Доме» он немного упоминает Сталина, в компании с Гитлером, Мао и Муссолини. Но это тоже непростая тема. Придется, видимо, вернуться к японцам, ими за последние 100 лет по крайней мере не управлял маньяк-убийца.

Фото: kinopoisk.ru

Вот почему, ты думаешь, собственно, Тарантино можно эксплуатировать самурайскую тему и под этим соусом устраивать «Разборку в Доме Голубых Листьев», отрубать там женщинам руки и вырывать мужчинам глаза, а Триера сразу называют маньяком и психопатом, стоит ему взять секатор и лапку гусенку отрезать?

Фото: kinopoisk.ru

Почему считается, что у Тарантино это все прикол, комедия и тонкая стилизация, а Триер – опасный шизик, прямой наследник де Сада и Пазолини? Кто это сказал? Ты этого, конечно, не увидишь, но первые два эпизода (в фильме их называют «инцидентами») вполне могли бы снять Коэны или твой любимый Квентин. В одном из них Джек выдает характернейший абсурдистский «коэновский» монолог про страхование жизни, а в другом вообще Ума Турман играет. И зрители в зале хохочут, думают, что Триер снял черную комедию.

Фото: kinopoisk.ru

Ну тебе же было смешно, когда Де Ниро пристрелил Бриджит Фонду на парковке возле супермаркета или когда Джон Малкович произнес свой монолог про «представителя окружающего меня идиотизма» и изрубил пожилого владельца тренажерного зала топором? Получается, бессмысленная смерть молодой женщины и жестокое убийство старика могут быть веселым зрелищем, если их сняли правильные парни с правильным чувством юмора? Вот так же было и на сеансе «Дома, который построил Джек». Все ржали. До третьего эпизода.

Фото: kinopoisk.ru

После этого зрители стали выбегать из зала. Причем очень быстро. Потому что Триер вроде бы продолжил искрометно шутить, но разглагольствовал он уже на другую тему. Про такой небезынтересный феномен, как «охотничий этикет». Знаешь, как правильно убивать семью оленей? В кого сначала стрелять, в мать или в детеныша? А если детенышей несколько? Кого убить первым? Вот расспроси своих приятелей-охотников. Они знают.

Фото: kinopoisk.ru

Но Триера интересует не это, а то, что для многих античных скульпторов или художников ренессанса охота была метафорой любви. Расспроси своих подружек-искусствоведов.

Фото: kinopoisk.ru

Я не хочу, конечно, сказать, что «Дом, который построил Джек» – о любви. Есть мнение, что он образует дилогию с «Нимфоманкой». Ну типа там про любовь, тут про смерть, Эрос и Танатос, такая тема. Хотя «Нимфоманку» тоже никто не смотрел, поэтому это без разницы.

Фото: kinopoisk.ru

Но этот весь изощренный символизм, жестокие парадоксы и составляют суть этого ужасного/прекрасного фильма, а вовсе не эпизоды убийств, нет никакого смысла на них зацикливаться. Ну нельзя же все воспринимать буквально, это просто такое кино. Произведения высочайшей культуры Триер объединяет с самыми чудовищными преступлениями, намекая, что это вещи одного порядка, что искусство — это извращение, что оно против природы. Как тот знаменитый дуб из Бухенвальда. Ты вообще в курсе, что это тот самый дуб, под которым великий Гете писал своего «Фауста». Гете! Но ты этого, конечно, не увидишь.

 
По теме
«Старая болезнь-новая борьба» - Центр соцобслуживания населения  Неделя профилактики туберкулезной инфекции В рамках недели профилактики туберкулезной инфекции с 24 марта в отделении профилактики и социального сопровождения размещен стенд по теме.
Центр соцобслуживания населения
С юбилеем, «Современник»! - Администрация Каменск-Уральского 29 марта 1974 года распахнул свои двери ДК «Современник», ставший центром культурной и спортивной жизни Ленинского поселка.
Администрация Каменск-Уральского