Да, увы, свое 75-летие Свердловская киностудия встречает далеко не в лучшей форме: все самые громкие фильмы последних лет (да и вообще полнометражные игровые проекты) сняты вне ее стен и без ее участия. Года два назад компания взяла курс на производство корпоративного кино, документальных лент и на образовательные программы, об этом тут рассказывал ее директор Михаил Чурбанов. Впрочем в этом году представители киностудии попали со своим проектом на питчинг Фонда кино ( тут подробнее), однако финансирование на него не получили.
Надеемся, кинопроизводство вернется в павильоны, а пока вспомним, чем она, собственно, может гордиться. В этом обзоре мы собрали все награжденные фестивалями и прочими премиями фильмы Свердловской киностудии. О некоторых вы даже не догадывались.
Золото
Одна из последних игровых работ студии делалась долго и мучительно: съемки прошли в 2008-м, премьера состоялась пять лет спустя. Для нашего топа киношных долгостроев, конечно, срок невеликий, но все-таки хотелось большей оперативности. Тем не менее и с таким тяжелым производством кино не осталось без внимания. Второй Международный фестиваль российского кино в Марбелье (Испания) Лучшая музыка Приз за актерский дуэт (Сергей Безруков и Андрей Мерзликин) |
Возможно, вы не знали, но свой исторический эпик Первый канал создавал в сотрудничестве со Свердловской киностудией. Так что на сегодня это самый масштабный фильм уральского производства. Награды тоже соответствующего полета. Золотой орел Лучшая мужская роль (Константин Хабенский) Лучшая работа оператора Лучшие костюмы Лучшая работа звукорежиссера Премия «MTV-Россия» Лучший фильм Лучшая мужская роль (Константин Хабенский) Лучшая женская роль (Елизавета Боярская) Самая зрелищная сцена |
Он же последний совместный проект киностудии и Алексея Федорченко, дальше их дороги радикально разошлись. Ловкое мокьюментари о покорении Луны советскими космонавтами в 30-х, снятое буквально в пределах Екатеринбурга, покорило и жюри одного из ведущих мировых кинофестивалей. Судя по номинации, они восприняли это кино на полном серьезе. Венецианский кинофестиваль Секция «Венецианские горизонты». Приз за лучший документальный фильм Кинотавр Лучший дебют (Алексей Федорченко) Приз Гильдии киноведов и кинокритиков |
Амбициозный проект до сих пор является самым кассовым фильмом Свердловской киностудии в постоветском времени, самым скандальным (группа «Сплин» судилась за использование песен «Время назад» и «Сломано все»), ну и одним из премированных. Кинофестиваль «Бригантина» (Бердянск) Лучший фильм Лучшая мужская роль (Игорь Лифанов) Лучшая мужская роль второго плана (Виктор Степанов) Фестиваль «Дух огня» (Ханты-Мансийск) Приз зрительских симпатий |
В 80–90-е большая часть славы киностудии приносит фамилия Владимира Хотиненко. Увы, но «Макаров», увешанный призами, как елка игрушками, стал лебединой песней режиссера в Екатеринбурге. Следующий свой фильм он снимал уже в столице. «Ника» Лучший фильм Лучшая мужская роль (Сергей Маковецкий ) Лучшая роль второго плана ( Владимир Ильин ) Лучший режиссер ( Владимир Хотиненко ) Международный кинофестиваль в Стамбуле Премия ФИПРЕССИ «Окно в Европу» (Выборг) Гран-при Кинофестиваль «Киношок» (Анапа) Гран-при «Золотая лоза» Приз за лучшую мужскую роль (Владимир Ильин) Лучший актер года (Сергей Маковецкий) Премия «Зеленое яблоко — золотой листок» За лучшую мужскую роль (Сергей Маковецкий) Приз кинопрессы Лучший актер года (Сергей Маковецкий) Лучший фильм года Фильм, определяющий киностиль года Международный кинофестиваль славянских и православных народов «Золотой Витязь» Приз «Серебряный Витязь» за лучший игровой фильм — Владимир Хотиненко |
Фигурант нашего рейтинга фильмов о «дне сурка» ( этого ) был не так отмечен призами, как его более поздний собрат. Но тем не менее, и тут Владимиру Хотиненко есть, чем гордиться. Приз Витторио де Сика (Италия) XIX Всесоюзный кинофестиваль в Баку Специальный приз жюри за разработку актуальной социальной-нравственной проблематики |
Другое прославленно имя свердловской киностудии — Ярополк Лапшин — был ее знаменем в 60–70-х годах. Увы, с приходом нового времени студийному фронтмену пришлось потесниться. Одним из последних обласканным вниманием критиков стал этот мини-сериал. Всесоюзный кинофестиваль Специальный диплом жюри |
Военный детектив поставил Николай Гусаров, еще один режиссер, прочно связавший свою жизнь со Свердловской киностудией. Несмотря на непонятное (сегодня) название, история смотрится лихо, захватывающе, особенно, когда понимаешь, что все шпионские страсти кипят неподалеку, в Красноуральске. Премия Союза писателей СССР Премия Союза кинематографистов СССР Премия КГБ СССР |
Печальная, но светлая семейная мелодрама о ширящемся непонимании между разными поколениями. Фильм заметили не столько советские зрители, сколько зарубежные критики. Фестиваль в Монте-Карло Приз «Золотая Нимфа Монте-Карло» за лучшую мужскую роль (Леонид Оболенский) |
Байопик о жизни башкирского поэта Мустая Карима поставлен по довольно популярной в советское время пьесе, прошедшей во многих театрах и даже получившей оперное прочтение. Двенадцатый Всесоюзный кинофестиваль Диплом жюри |
И снова работа Ярополка Лапшина, которую многие считают эталонной для Свердловской киностудии и для самого режиссера. Мини-сериал открыл массовому советскому зрителю и имя актрисы Людмилы Чурсиной, получившей в 1968 году звание «Актрисы года» по версии журнала «Советский экран». Всесоюзный кинофестиваль Диплом «За многосерийную экранизацию» Государственная премия имени Братьев Васильевых актрисе Людмиле Чурсиной за роли в фильмах «Виринея», «Журавушка», «Угрюм-река» Лучшая актриса года по версии журнала «Советский экран» (Людмила Чурсина) |
Шпионский детектив стал визитной карточкой жанра о храбрых советских разведчиках, сражавшихся в тылу врага. Фильм расхватали на цитаты, особенной популярностью пользовался тост с многоаанчительной паузой «За нашу победу!». Только посвященные понимали, за чью победу пьют. А в основе фильма история реального советского разведчика, выходца из Свердловской области Николая Кузнецова. Приз и диплом Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде Лучший актер года по версии журнала «Советский экран» (Гуннар Цилинский) |
Создатели самого известного советского сериала «Тени исчезают в полдень» Валерий Усков и Владимир Краснопольский уже в своей дебютной картине продемонстрировали свои главные фишки: любовь к мелодраматическому сюжету, который находит развязку через годы. Сколько добросердечных зрительниц пролили слезы, наблюдая за мытарствами сиротки. Приз журнала «Советский экран» за режиссерский дебют на Всесоюзном кинофестивале (реж. В. Краснопольский и В. Усков) |
Так называемые истерны, суровые боевики, разворачивающиеся на фоне событий революции и Гражданской войны, со временем стали одним из основных жанров на Свердловской киностудии. Приложил руку к ним и Владимир Хотиненко, например («Один и без оружия»). А эта картина стала одной из первых ласточек нарождающегося жанра. Всесоюзный кинофестиваль 1960 года в Минске Третья премия фильму Вторая премия оператору Василию Кирбижекову Вторая премия звукорежиссеру В. Чулкову Вторая премия актрисе Валентине Дагбаевой Поощрительный диплом художнику Ю. Истратову Вторая премия звукооператору |
Удивительное дело, но на Свердловской киностудии не особо интересовались собственно уральскими авторами: еле-еле четыре экранизации Мамина-Сибиряка, да два фильма по Бажову. А ведь сколько эти товарищи написали, хватило бы на несколько полномасштабных сериалов. Эта картина стала одной из первых экранизаций Мамина-Сибиряка. Диплом Всесоюзного кинофестиваля в Киеве |
Подпишись на наш канал в Telegram !