Мастер мокьюментари Михаил Местецкий

Фото: img01.yeltsin.ru

В Ельцин Центре 5 сентября прошла первая встреча второго сезона образовательной программы «Отечественная история в кинематографических свидетельствах: правда, постправда, ложь». Открыл сезон российский мастер Михаил Местецкий: режиссер «Тряпичного союза», «Незначительных подробностей случайного эпизода», сценарист «Легенды №17», «Хорошего мальчика» и идейный вдохновитель музыкального бэнда «Шкловский».

Михаил Местецкий стал известен массовому зрителю после соавторской работы над сценарием фильма «Легенда №17» режиссёра Николая Лебедева. Это подтверждается не только лидерством по популярности среди аудитории «Кинопоиска» за первые пятнадцать лет XXI века, но и положительными рецензиями большинства российских кинокритиков. Позднее Михаил откровенничал: творческое удовлетворение ему приносит не работа под крылом массового российского кинопроизводства, а собственные режиссёрские работы в жанре мокьюментари.

– Михаил, я запуталась! Где вы «прикалываетесь» по-настоящему? Такие разные работы – здесь, и в «большом» кино». Не верится, что у них общий автор, – негодовала слушательница лекции.

В мокьюментари, по словам Михаила Местецкого, съёмочная команда не заключена в жёсткие рамки продюсерского видения картины. Лёгкие и живые короткометражки автор создаёт в атмосфере творческого «беспредела», оторванности и вседозволенности. Например, обувная мафия пришивает ноги профессору-экспериментатору Пахомину, в больнице топоры оказываются в чёрном хлебе, а сотрудник ОГПУ путешествует во времени прямиком в 2015-й.

Мокьюментари дословно означает «документальную подделку», стилизацию под документальность. При зарождении жанра в 1950-х выяснилось, что «святая документальность» кино нередко выступает неким каркасом эстетической системы с набором приёмов, который авторы применяют для манипуляции. Псевдодокументальное кино – смелый бунтарский ответ на чрезмерное бравирование лживыми фактами и дезинформацию в документалистике. У каждого мокьюментари-режиссёра кино – своё, особенное и родное, но всегда используется приём «игровой матрёшки». Игры в игре. Уровни вымышленного и реального накладываются друг на друга. Автор нарочито маскирует вектор логического построения нарратива. Смыслы повествования смещаются, перетасовываются как карты в колоде. В такой игре подлинного и вымышленного режиссёру не нужно биться за доверие зрителя. С первых кадров сконструированная реальность в мокьюментари – насмешка, манипулирование в чистом виде, шулерство и плутовство.

Фото: Любовь Кабалинова
  • 01 /06 Олег Лутохин, Михаил Местецкий, Лилия Немченко. Отечественная история в кинематографических свидетельствах

    Как рассказал сам Михаил, желание творить в жанре псевдодокументалистики уходит прямиком в историко-филологическое образование режиссёра. С одной стороны – историческая тяга к недосягаемой истине из первоисточников, с другой – крен творческого порыва в попытке вырваться из тоскливых клещей той самой исторической правды и унылых лап документальности. Михаил иронично называет собственные режиссёрские короткометражки «качественной собачьей чушью», а чуть позднее с заметной теплотой характеризует творческое призвание как «кино малых чаяний».

    – Я просто играю с серьезной интонацией, чтобы весело шутить. Документальным кино в чистом виде точно не занимаюсь. Всё это – наглые манипуляции с хроникой и документом. Мимикрия в чистом виде, и, признаюсь, мне это очень близко, – рассказывает Михаил об отношении к мокьюментари.

    Когда в коротком метре «Топоры в батонах» герои Местецкого с больничных коек в недоумении вопрошают, как топоры оказываются в батонах, и дело попадает в поле зрения прокуратуры, в зрительном зале Ельцин Центра закономерно возникает вопрос: «Как найти грань между вымышленным и реальным?». В действительности, это ключевой момент для мокьюментари и последняя инстанция в разгадке таинственной природы кино.

    Соблюсти полную документальность – то же, что завязать глаза и пройти по минному полю. Результат прогулки очевиден и неутешителен. Документальное кино может быть правдоподобным, убедительным, может соответствовать и точечно попадать в устоявшиеся образы в сознании зрителя, но по умолчанию абсолютная идентичность мироощущения и восприятия окружающего мира невозможна. Отвечая на вопрос, режиссёр возвышенно говорит о важности доверия – людям, историям, экрану – вот, что важно, и вот что прописано в рецепте как романтическая таблетка против цинизма и уныния. В то же время мокьюментари-работы Михаила дают жизненный урок: для твёрдой почвы под ногами стоит прокачать навык трезвой критической позиции и держать мастерство аналитики в полной боевой готовности.

    После просмотра трёх короткометражек зрители справедливо сравнили режиссёра Местецкого с Даниилом Хармсом-публицистом, контркультурным героем первой половины XX века.

    – Хармса я очень люблю, именно он научил меня: комичное не уступает в величии драматичному, а великое должно быть смешным, – комментирует сравнение Михаил.

    Хармс любил вытворять невероятное. Где у Хармса компиляции рифмованной бессмыслицы, абсурда, бреда и фантастичной реальности в пространстве литературного эксперимента, у Местецкого – сторителлинг, но на более опасной территории – территории киноплощадки. Выступать Хармсом современности у режиссера выходит здорово. Короткий метр «Ноги – атавизм» в 2012 году на «Кинотавре» стал лучшим короткометражным фильмом.

    Вечер в зале Ельцин Центра проходил в тёплой атмосфере домашних посиделок, не по правилам строгой академической лекции. Екатеринбуржцы интересовались творческим подходом режиссера, сценарно-режиссёрскими нюансами работы. Михаил делился опытом не без присущей ему иронии. К съемкам сериала, рассказал Местецкий, он пока не готов.

    – Другой темп речи, иной подход и чувствование материала. Сколько информации нужно удержать режиссёру в голове. Восхищает и пугает одновременно.

    Михаил Местецкий в Ельцин Центре

    Слушатели не забыли поинтересоваться, как гость относится к Екатеринбургу, особой энергии Урала и уральским жителям. Михаил с живостью отреагировал и с любовью отозвался о городе. Если выпадет возможность поработать в уральских краях – режиссёр её не упустит.

    Последнюю короткометражку – «Одна историческая ошибка» – буквально за несколько дней до лекции в Ельцин Центре разместили на YouTube. В новой работе Михаил Местецкий предложил взглянуть на природу исторической и художественной правды. Удивительное впечатление создаётся после просмотра картины. Для работы над фильмом режиссёру, кажется, пришлось облачиться в мантию волшебника, а после – с изяществом показать мастерство монтажной склейки.

    Сохраним подробности в секрете, не будем разрушать магию кино. Посмотрите – и всё поймёте сами.

    Ольга Исакова
     
    По теме
    Книжная выставка - Краеведческий музей   «Мы – ленинградские дети блокады – были! Помните о нас!»   Читайте детям о войне, Великий подвиг не скрывая!

    17.10.2019
     
    Новые победы «Апреля» и «Гаврошей» - Администрация Чкаловского района В воскресенье, 13 октября, творческие объединения Центра культуры «Экран» — студия эстрадного вокала «Апрель» и театр танца «Гавроши» — приняли участие в открытом фестивале-конкурсе «Поколение Stars»,

    17.10.2019
     
    Я по городу иду - Администрация Чкаловского района 14 октября в выставочном пространстве МБУК ДО «Екатеринбургская детская школа № 3 имени А.И.

    17.10.2019
    Жительницу Нижней Туры ждет суд за убийство мужа - Газета Время Жительницу Нижней Туры ждет суд за убийство мужа Фото: © sverdlovsk.sledcom.ru Днем 11 сентября 35-летняя нижнетуринка находилась в своем доме по улице Володарского в состоянии алкогольного опьянения.
    Газета Время
    18.10.2019
    Беспечный Заречный Про них снимают сериалы, пишут книги, их боятся злоумышленники, на них хотят быть похожими дерзкие мальчишки.
    16.10.2019 Газета Зареченская Ярмарка
    Фото предоставлено ОГИБДД ОМВД России по г. Полевскому 14 октября в Полевском на нерегулируемом пешеходном переходе сбит пешеход.
    16.10.2019 Газета Диалог
    Высокинский пообещал сохранить арт-объект Тимофея Ради «Кто мы, откуда, куда мы идем?» - JustMedia Фразу интегрируют в новый проект. Администрация Екатеринбурга постарается сохранить арт-объект Тимофея Ради, который сейчас находится на крыше Приборостроительного завода.
    JustMedia
    16.10.2019
      Евгений Ячменёв Соавторы будущей знаменитой повести "Республика ШКИД": Григорий Белых (актёр Александр Хвостов) читает страницы рукописи Алексею Еремееву (Валентин Смирнов).
    16.10.2019 Областная Газета
    Чайный сервиз из кожаных сапог В библиотеке на Кузнецова, 10 к Дню учителя открылась интересная выставка - здесь представлены творческие работы преподавателей технологии зареченских школ.
    16.10.2019 Газета Зареченская Ярмарка
      Пётр Кабанов Спектакль «Валентинов день» Фото: Официальная афиша Представленный спектакль – своеобразное продолжение популярной пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина», написанной ещё в 70-е годы,
    16.10.2019 Областная Газета
    Глава Минтранса России отметил успехи Свердловской области в дорожном строительстве - Уральский рабочий Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев представил участникам Всероссийского семинар-совещания по вопросам безопасных и качественных автомобильных дорог опыт Среднего Урала по развитию дорожной сети.
    Уральский рабочий
    16.10.2019
    На стадионе школы №31 состоялось официальное открытие спортплощадки. Открытие оборудованной площадки - событие достаточно примечательное для нашего города, в котором ощутим острый дефицит спортивных объектов.
    17.10.2019 Газета Среднеуральская волна
      Наталья Шадрина Дальше Дмитрий и Полина планируют выступать на Кубке России по разряду «Мастер спорта», а также постараются отобраться на чемпионат страны.
    17.10.2019 Областная Газета
    18.10.19 с 09.00 часов до окончания работ по ремонту пожарного гидранта будет отключено холодное водоснабжение в жилых домах и зданиях по следующим адресам: ул.
    17.10.2019 Администрация г. Лесной
    Согласно информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Россельхознадзор проводит работу, направленную на расширение перечня регионов,
    17.10.2019 Россельхознадзор