Живописная выставка к 200-летию Отечественной войны 1812 года кардинально отличается от других экспозиционных проектов, прошедших в Екатеринбурге к знаменательной дате — масштабных и серьёзных. Она — несерьёзная, хотя и отражает реальные исторические события. Художник Евгений Кузнецов вынес в её название афоризм, который приписывают Наполеону. По легенде, Бонапарт, потерпев поражение в России, сказал: «От великого до смешного — один шаг». Встречи с Наполеоном смешно вписаны художником в сюжеты картин известных художников. Так, «Ноябрь. Отступление» — это осмысленная в другом жанре и с другими героями картина Василия ПЕРОВА «Тройка». И таких встреч на выставке девять — девять несерьёзных картин.
Среди целой череды серьёзных и торжественных проектов к 200-летию победы русской армии над Наполеоном как раз такой выставки и не хватало. Лубочная, юмористическая, она напоминает дух и стиль карикатур времён Отечественной войны 1812 года, созданных русскими, британскими, а позже и французскими художниками. В них наглядно, в смешных деталях изображалось бегство Наполеона из Москвы и пребывание наших казаков в Париже. Выставка работ Евгения Кузнецова «От великого до смешного» отсылает также и к крыловской басне. Наполеон там представлен в виде волка, залезшего на псарню, а Кутузов в образе старого псаря говорит ему: «Ты сер, а я, приятель, сед», намекая на знаменитый серый сюртук императора.
Самоопределение художника Евгения Кузнецова — примитивист. И его примитивистское направление подходит для создания такой наполеоновской серии как нельзя лучше. Картины написаны ярко, броско, весело. Самый серьёзный здесь — монументальный портрет, обобщённый образ под названием Homo Totalitarizmus. А в руке-то у французского императора трубка, какую курил другой «вождь народов»…
Дальше начинается серия живописных встреч, шутливых и пародийных. Наполеон, как и положено в лубке, самодоволен и напыщен. Вот с туповатым недоумением полководец Великой армии осматривает русские крестьянские вилы и словно огорчённо возглашает: «Не пойму я этих русских! Я им свободу и конституцию, а они с вилами!» В картине «Ноябрь. Отступление» измождённые, закутанные в тряпьё французы рядом с Бонапартом на белом коне повторяют мизансцену перовской «Тройки». А в картину «На последней русской заставе» прилетели грачи с картины Алексея САВРАСОВА, и Бонапарт горестно и обречённо кормит птичек на фоне саврасовского пейзажа. Уже сделан шаг от великого к смешному.
Не забыт в серии «От великого до смешного» и наш государь-император Александр Павлович. Он изображён во время встречи с Наполеоном в Тильзите, в момент, когда французский император на все лады провозглашает: «Видит Бог! Я привержен делу мира!» Зрителям на выставке явится и поручик Ржевский, которого Наполеон вопрошает: «Далеко ли ещё до Москвы?» Вообразите себе сами ответ поручика. Видимо, непечатный. Появление этого персонажа окончательно определяет жанр всей наполеоновской серии Евгения Кузнецова — живописная комедия. Как «Гусарская баллада» Эльдара РЯЗАНОВА, где весело пели про Анри Четвёртого, весело выпивали, кидались диванами и геройски сражались.
Критически-юмористический запал и сегодня сохранился в нашем народе: спустя 200 лет после наполеоновского нашествия Евгений Кузнецов устроил для нас несерьёзные встречи с Бонапартом. Думаю, художник на этом не остановится. С такой, как у него, биографией и опытом (был журналистом, сотрудничал с журналом «Человек и Север», в Санкт-Петербурге издан его исторический роман «Мечник Сашка») вполне пристало создавать живописные саги на разные исторические темы. А недюжинное чувство юмора художника поможет сделать их весёлыми и увлекательными, как эти встречи с Наполеоном.
На фото: одна из живописных «встреч» с Наполеоном: с французским императором повстречался Александр Первый. Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.
На фото: шаг от великого к смешному сделан, и Наполеон отступает на фоне пейзажа «Грачи прилетели». Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.