Спектакль «И это пройдёт…Одесса, 1941 год» поднимает столь глубокие пласты человеческой души, что сложно поверить, что в нём играют дети. Постановка, созданная силами театральной студии «Маски» екатеринбургской гимназии № 104, уже имеет в своём арсенале немало наград.
Появившись на свет в преддверии 70-летия Победы, спектакль «И это пройдёт…Одесса, 1941 год» был дважды отмечен на городском фестивале театров «Дверь на сцену», где играют дети, а также удостоен гранта управления образования администрации города Екатеринбурга «К новым достижениям!». Сейчас, 2 года спустя, постановка обрела новую жизнь — юные актёры подросли и стали совсем иначе проживать свои роли. Обновлённая версия спектакля была представлена екатеринбуржцам 25 января в рамках мероприятий «Недели Памяти жертв Холокоста».
Листки календаря — как отсечки драматических событий военного времени. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.
В основу сценической истории положены реальные истории — рассказы, воспоминания, дневники. У спектакля не существует текстовой основы — характеры и образы руководитель и режиссёр театральной студии «Маски» Юлия СИТНИКОВА лепила сама, с помощью своих юных подопечных. Ведь у тех почти в каждой семье имеется собственная история, опалённая войной. Например, 8-классник Максим СВЕЧНИКОВ, исполнитель роли еврейского мальчика Миши, рассказал о дедушке — тот в юные годы сам жил в Одессе и даже перенёс контузию. В спектакле этот эпизод нашёл своё отражение в истории соседской девочки Таньки, контуженной во время немецкой бомбардировки. А история ещё одной героини — матери семейства Рахели, вспоминающей еврейские погромы начала века, когда в квартире у неё целый год стоял сложенный чемоданчик «на выход» — эхо семейных преданий самой Юлии Ситниковой.
Чтобы сценические характеры были достоверными, старшеклассники читали воспоминания реальных людей, переживших войну, а также художественную литературу. «Учились разговаривать», — улыбается Юлия Борисовна. И действительно, каждый из героев — неповторим, каждый несёт свой оттенок характерного одесского говора и свой особый характер. Следя за перипетиями сценического действа, уже через несколько минут ты забываешь о том, что перед тобой — современные школьники. Единожды шагнув за тонкую грань времён, ребята-актёры изменились до неузнаваемости, став частью контекста истории.
«Я горжусь тем, что я вас учу!» — обратился к школьникам после показа преподаватель истории гимназии № 104 Сергей ЧУБ.
Спектакль — это не просто драматическая история об ужасах гитлеровского геноцида и умении человека оставаться человеком. Это ещё и послание современному поколению зрителей — тем, кто едва ли способен в полной мере представить весь ужас происходившего в «сороковые, роковые».
«В Интернете можно увидеть множество фотографий, где люди жизнерадостно делают селфи на фоне мемориала памяти жертв геноцида, — говорит юная актриса Луна СОКОЛ, исполнительница роли девочки Таньки. — А это значит, они просто не понимают, где они находятся, какую историю, какой смысл несёт это место».
Постановка, родившаяся как школьный театральный проект, сумела поднять планку исторической достоверности столь высоко, что немедленно вышла за рамки «детской самодеятельности». Подтверждение тому — не только слёзы в глазах зрителей, но и признание профессиональных коллег по сцене. Спектакль «И это пройдёт…Одесса, 1941 год» получил официальную поддержку администрации екатеринбургского Театра юного зрителя — и не только на словах. 22 февраля постановка будет показана вновь — в малом зале ТЮЗа, где её смогут увидеть обычные горожане. И «Маски» с полной отдачей готовы принять на себя эту ответственность.
— На самом деле очень тяжёло жить в этом спектакле, — говорит Юлия Ситникова. Даже мне тяжело, а каково ребятам? Когда мы готовили этот проект к юбилею Победы, мы поняли главное — в такой теме нельзя сфальшивить, о таких вещах нельзя говорить так, чтобы вам не верили. И ребята выкладываются полностью. И для них это очень тяжело. Однако, как говорит герой ещё одного нашего спектакля, надо, чтобы нас тревожило что-то настоящее. Потому что если нас не будет тревожить что-то настоящее, мы перестанем быть настоящими людьми. И мне кажется, это самое важное, что делают эти дети — они заставляют нас всех думать.
Кстати