Пять памятников. Главные здания Екатеринбурга по версии Евгения Горенбурга

Фото: Надежда Бурлакова / коллаж 66.RU Колумнист 66.RU, краевед-энтузиаст, автор проекта «Архликбез» Надежда Бурлакова продолжает серию экспериментальных публикаций, посвященных самым знаковым зданиям Екатеринбурга, Свердловской области и Урала. В этот раз она встретилась с директором музыкальных фестивалей «Старый новый рок» и «Ночь музыки» Евгением Горенбургом. Он рассказал о том, какие здания в городе ему нравятся больше других.

Ценность памятников, которые перечислит Евгений Горенбург, — не столько историческая или искусствоведческая, а очень личная и понятная каждому, у кого есть свои воспоминания, связанные с разными местами города. «Это не эстетика, это — воспоминания, да и вся недолга», — говорит Евгений Львович.

— Знакомым, которые приезжают в Екатеринбург, я показываю улицу Ленина. Это очень легко и приятно, на ней сосредоточено большинство моих любимых зданий. УПИ, Оперный театр, ратуша, дома, построенные в стиле «репрессионизма»… Недалеко до Метеогорки, с которой открываются виды на город. Заезжаем на «Приваловские миллионы» — Дом пионеров и Вознесенскую горку. Храм-на-Крови… И люблю показывать свой дом — и это уже другая история.

1. Оперный театр. Я свердловчанин, здесь родился и вырос. И Оперный для меня — это такое волшебное место. Я впервые попал сюда в возрасте 3 или 5 лет, на какую-нибудь «Золушку» или «Щелкунчика». Тогда почувствовал, что сказка и есть — Оперный театр. И до сих пор у меня такое восторженно-сказочное отношение. К сожалению, теперь чаще хожу с черного входа, встречаться с администрацией. Тем не менее когда я бываю в зале, вспоминаю боязнь высоты на галерке, огромную люстру совсем рядом, лепнину… Наш Оперный для меня — это Город в табакерке.

Здание построено в 1904–1912 гг., по проекту инженера В. Семенова, ориентиром для которого были Венский и Одесский театры. В 1981–1982 гг. была проведена реконструкция. Архитектурный стиль специалисты обозначают как «эклектику с элементами венского барокко».

2. УПИ. Для меня здания Уральского политехнического — это символ величия и мощи. Это еще юношеские впечатления — что это огромный храм науки, причем точных наук. Когда я был студентом, там было очень мало гуманитарных и экономических дисциплин…

Именно отсюда выходят Кулибины, братья Ползуновы, Королевы, и пока есть УПИ — наша индустриальная мощь будет безгранична.

А еще ощущение, что это здание построено совершенно правильно, как собор св. Петра в Риме, с абсолютно правильной избыточностью. Причем ощутил я это на себе. Мы как-то после легендарного КВН в 1977 г., между мединститутом (где я учился) и физтехом, приехали на выездной конкурс в УПИ. Ну как конкурс — обычная, жуткая, серьезная пьянка. Пришло известие, что вахту уже закрыли, а эвакуироваться надо, третий час ночи. Мы решили из окна на газон прыгать. И вот мои коллеги, среди них даже девушка была, встают на подоконник, шаг вперед — и исчезают в темноте. Я понимаю, что это легко и просто. Встаю на подоконник, прыгаю — и что-то я очень долго летел до земли. Лечу и лечу — и понимаю, что это какая-то избыточность вообще. Потом посмотрел — там же действительно пятиметровые потолки!

Главное здание УПИ строили очень долго, с 1929 по 1939 год. Начали строить в стиле конструктивизм — а к окончанию строительства стилевые приоритеты сменились. Сейчас главный корпус УПИ считается памятником неоклассики или сталинской архитектуры. Но если пофантазировать и убрать декор и портики, то геометрия конструктивизма очень хорошо читается.

3. Храм-на-Крови. Мне эта церковь кажется очень гармоничной, здесь я понимаю японцев с их идеей любования… Ее открыли в конце мая — начале июня, я тогда только вернулся из Рима, где побывал впервые и впервые увидел собор св. Петра. И конечно, мне кажется, что на любого нормального человека эта конструкция должна производить неизгладимое впечатление. Ровно в такой ажиотации я приехал назад в Екатеринбург, и около 6 утра ехал по Толмачева.

И каково же было мое удивление, когда я увидел около храма Карлова Александра Владимировича, который тогда был министром строительства и собственно курировал строительство Храма-на-Крови. Он просто стоял и смотрел на только что завершенный храм. Я тоже вышел, оказалось — любуется. После Рима я, наверное, сравнивал новую церковь в Екатеринбурге и собор св. Петра. И знаете, я понимаю Карлова — наш храм действительно красив!

Храм-на-Крови — главная достопримечательность Екатеринбурга для тех, кто знает о городе только как о месте гибели царской семьи. Построен в 2000–2003 гг. в русско-византийском стиле.

4. Ратуша — здание администрации Екатеринбурга. Ратуша мне нравится своей избыточностью в виньетках, статуях, шпиле, часах… Мое впечатление от ратуши немного поменялось года три назад, когда построили «Пассаж». И из окна ресторана «ЛеБург» стали видны статуи и куранты. Я тогда словно уже знакомую, но почти забытую книгу перечитал. Многие детали стали более яркими, что ли.

История здания нашей администрации началась еще в конце XIX века, когда на этом месте был построен Гостиный двор. В 1930 г. он был капитально перестроен в стиле конструктивизма. Уже через 17 лет, в 1947 г., пришло время следующей перестройки, и к 1954 г., когда была пристроена башня с часами, здание получило свой современный облик. Теперь в Википедии здание администрации Екатеринбурга обозначают как пример неоклассицизма или сталинского ампира.

5. Мой дом. Конечно, мое самое любимое здание — это дом, в котором я живу с самого рождения. Здание на улице Шейнкмана — дом треста «ВостокоСталь», абсолютно конструктивистский дом. В нем была собственная прачечная, собственная котельная — труба огромная стояла посреди двора, поднимаясь выше крыши.

Я очень люблю немного провоцировать людей. И когда мы заходили во двор нашего дома, я объяснял, что Свердловск — это город оружейников, и под каждым домом есть завод. И вообще весь город стоит на заводах. И трубы — это заводы. И люди просто сходили с ума.

Дом Евгения Горенбурга

Ну и дом на самом деле интересный — один у него блок девятиэтажный, два восьмиэтажных. Чердаки и крыши были нашими детскими штабами, мы загорали на этих крышах. Мне сейчас 58 лет, и ни на час, ни на минуту, ни на секунду не было желания переехать в другой район или другой дом. У меня совершенно правильный дом, со своим духом, со своей памятью.


Больше и подробнее об архитектуре Урала читайте на канале Надежды Бурлаковой «Архликбез» .

В предыдущих сериях проекта: Пять памятников. Главные здания Урала по версии Евгения Ройзмана Пять памятников. Главные храмы Урала с точки зрения историка архитектуры Пять памятников. Архитектурная карта мест силы Екатеринбурга и окрестностей Пять памятников. Главные здания города по версии хранителя культурного наследия
 
По теме
В Екатеринбурге пьяный водитель пытался дать взятку автоинспекторам Автоинспекторы в Екатеринбурге поймали водителя в алкогольном опьянении, однако мужчина не хотел остаться без прав и предложил им «выкуп».
В Нижнем Тагиле виновник смертельного ДТП хотел избежать наказания на СВО По словам инсайдера, водитель Range Rover, по вине которого после ДТП скончался житель Нижнего Тагила, сбежал на СВО.
Мужчина обвиняется в причинение смерти по неосторожности Дарья ЧИПУРИНА Уголовное дело передано в суд Фото: Алексей БУЛАТОВ В Екатеринбурге перед судом предстанет отец трехлетней девочки, погибшей от разряда тока.
«Старая болезнь-новая борьба» - Центр соцобслуживания населения  Неделя профилактики туберкулезной инфекции В рамках недели профилактики туберкулезной инфекции с 24 марта в отделении профилактики и социального сопровождения размещен стенд по теме.
Центр соцобслуживания населения
С юбилеем, «Современник»! - Администрация Каменск-Уральского 29 марта 1974 года распахнул свои двери ДК «Современник», ставший центром культурной и спортивной жизни Ленинского поселка.
Администрация Каменск-Уральского