Поздно вечером 16 апреля в Москве на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась церемония вручения «Золотой маски». От театров Свердловской области на нынешнюю «Маску» эксперты отобрали три спектакля в общей сложности по 17 номинациям. В итоге реванш после нескольких лет аутсайдерства в пространстве национальной театральной премии взял Екатеринбургский оперный. У него две «Золотые маски».
Главная награда вручена художнику Ирэне Белоусовой за великолепные костюмы к опере Россини «Граф Ори». Ситуация неординарная. В музыкальных спектаклях жюри, по традиции, придирчиво внимательно к вокалу, работе дирижёра насколько они адекватны замыслу композитора, либо насколько сумели найти в первоисточнике новые смыслы. В любом случае приоритет за музыкой. Костюмы дело второе, а то и...
Фантазия талантливого художника даже белый цвет превратила на сцене в богатейшую палитру. Фото Сергея Гутника.
Ирэна Белоусова лауреат «Золотой маски»
Художник по костюмам Ирэна Белоусова «обыграла» самого Россини. В спектакле многое сделано по высшему классу и уже давно оценено в превосходных степенях. Едва ли не впервые в России Екатеринбургский оперный сумел создать озорную, почти хулиганскую атмосферу спектакля, которая соответствует духу Россини, но которую прежде, по оценкам экспертов, удавалось создать только в самой Италии. За это восемь номинаций «Графа Ори» на «Золотую маску». Однако Белоусова единственная удостоилась «маски». И это факт знаковый. Для жанра, для театра. Оказалось: оперный спектакль, в котором чаще всего визуально всё масштабно, громоздко, помпезно, может быть необычайно лёгким, праздничным, лучистым. От «картинки», что называется, глаз не оторвать. Когда-то Ференц Лист сравнил партитуру «Графа Ори» с пузырьками шампанского. Весь авторский коллектив спектакля (дирижёр Павел Клиничев, режиссёр Игорь Ушаков, художник-сценограф Алексей Кондратьев) и все занятые в нём работают на это состояние. Но вот поди ж ты, в этой изящной, искромётной атмосфере жюри «Золотой маски» особо выделило стильную коллекцию костюмов И.Белоусовой. Первостатейное их качество остроумность. Имеющие определённо исторические прообразы, они выполнены как маски изящного карнавала.
Вторая «Маска» Екатеринбургского оперного награда, неожиданная вдвойне. Никто не предполагал её, не загадывал. На этот счёт нет никаких номинаций! Это спецприз жюри «Золотой маски» коллективу за выдающиеся достижения и прорыв во всех творческих направлениях. Красиво сказано. И точно. Последние несколько лет театр не перестаёт удивлять. А в период собственного 100-летия и вовсе словно обрёл второе дыхание. Художественный руководитель балета Вяче-слав Самодуров взращивает труппу ХХI века и активно привлекает на уральскую площадку мировых звёзд балета. Под руководством главного дирижёра Павла Клиничева создаётся репертуар, который язык уже не повернётся назвать репертуаром провинциального театра. Сотрудничество с Большим театром то и дело добавляет Екатеринбургскому оперному новаций, драйва. И любви публики... Словом, за понятием «прорыв» много чего, и дай Бог, чтобы на сцене, оказавшейся (по разным причинам) пресно-академической в конце ХХ века, нынешний драйв и творческий натиск не заканчивались.
Увы, «Золотые маски» пролетели мимо уральских балетов «Amore buffo» (тоже Екатеринбургский оперный) и «Sepia» данс-театра «Провинциальные танцы». Но так уж сложились звёзды и мнения членов жюри. Однако эти спектакли-номинанты, по традиции «Золотой маски», уже априори навсегда в истории Национальной театральной премии.