— Я рад, и, если честно, приятно удивлен решением строить новую филармонию на улице Карла Либкнехта. Как ни странно, это решение идет поперек тренда, который складывался в последние годы. Ведь мы постоянно слышим об инициативах вынести что-нибудь центральное куда-нибудь на край света (мединститут — в Академический, УрФУ — на Шарташ и так далее).
Я убежден, что образование и культура — это те функции, которые делают город городом, и, если мы хотим, чтобы город жил и развивался, то театры, музеи, университеты, библиотеки должны оставаться в центре .
Вспомним, что великолепный фестиваль «Безумные дни» , который несколько лет проводит филармония, открыл нам, что улицы Либкнехта и Свердлова — это уральский Бродвей . Здесь на отрезке длиной меньше полутора километров, начиная Музкомедией и заканчивая Домом музыки, расположен десяток театров и зрительных залов. Такое соседство, как мы видим в дни фестиваля, идет на пользу всем. Это уникальная особенность города, которую нужно усиливать, а не размывать.
Надо понимать, что освоение новых территорий для девелоперов, строителей и властей — вообще-то куда более простой и понятный путь, чем кропотливая «настройка» сложившейся городской среды в условиях массы строительных ограничений. Поэтому я приветствую решение идти по правильному, но сложному, а не по легкому, но ошибочному пути .
Я не менее рад, что впервые на моей памяти в Екатеринбурге был грамотно организован архитектурный конкурс, который привлек компании со всего мира и в котором — закономерно — победил проект одного из ведущих мировых бюро . Для меня важность победы Захи Хадид заключается скорее не в том, что громкое имя привлекает внимание к проекту, а в том, что мировые бюро очень дорожат своей репутацией, а это дает надежду на качественную реализацию .
Я видел проектные материалы по одному из зданий бюро Захи Хадид и должен сказать, что это пока недосягаемый для России уровень качества проработки проекта. Как правило, в случае реализации крупного проекта международные бюро ищут локальных партнеров или даже открывают фронт-офис, а это прекрасная возможность для локализации передового опыта в Екатеринбурге .
Мы видим на примере строительства здания Фостера для РМК, как работа с международным бюро вынуждает подрядчиков поднимать планку. К примеру, для строительства этого здания был необходим белый архитектурный бетон, и пришлось специально налаживать его производство. Проекты подобного рода в случае их качественной реализации двигают вперед всю строительную отрасль.
Меня не смущает перспектива строительства на территории части сада Вайнера . Мне кажется, что для центра города представляют ценность активно используемые и разнообразные общественные пространства, а не газоны, кусты и даже деревья сами по себе. Та часть сада, которая примыкает к зданию филармонии, на данный момент является чем угодно, только не общественным пространством. Этот угол был обречен оставаться мертвым , потому что он тупиковый, ведь сейчас люди могут пересекать сад Вайнера только по одному диагональному маршруту между улицами Тургенева и Первомайской.
Проект филармонии, грамотно работающий на обе стороны, позволяет связать пространство сада с улицей Карла Либкнехта, открыв доступ ко всей территории сада, который становится своеобразным уличным фойе филармонии. Как ни парадоксально это звучит, но в случае строительства новой филармонии сад Вайнера по-настоящему станет общественным пространством .
Теперь о неприятном. Размещение нового здания филармонии предполагает снос соседнего пятиэтажного жилого дома. Ни областные власти, ни сама филармония, как мы видим, оказались не готовы к адекватному диалогу с жильцами . Жители узнают о планах сноса их дома из прессы после публикации победившего проекта (я, например, узнал об этом еще весной, когда было опубликовано техзадание на конкурс). Легко представить себе недоумение и возмущение людей, которые осознали, что с ними и с их собственностью никто не хочет считаться.
Дальше начинаются совсем странные вещи: министр строительства Михаил Волков в интервью говорит, что дом, якобы, все равно подлежал сносу, потому что под ним должен пройти какой-то магистральный коллектор. Это звучит несуразно: сети прокладывают под улицами, а не под домами и уж никак не под филармониями! Сама филармония вообще не дает сколько-нибудь разумных комментариев. На сайте администрации города публикуется проект планировки территории, который вскоре проходит «общественное обсуждение» по новой процедуре через интернет.
Ситуация стремительно развивается, приводя общество к дилемме «общественное благо vs. права частной собственности» , где все большая топорность в отстаивании общественного блага приводит ко все большей симпатии (и моей в том числе) к частным интересам.
Здесь я хотел бы отметить один очень важный, на мой взгляд, нюанс. Дело в том, что Земельный кодекс не предусматривает возможности изъятия находящегося в частной собственности земельного участка в целях строительства филармонии . Основанием для изъятия может быть строительство объектов, связанных с атомной энергетикой, космосом, обороной, магистральных сетей и дорог; другим возможным основанием является признание здания, находящегося на этом участке, аварийным. Конкретно на сегодня никаких законных поводов для принудительного изъятия земли нет, и власти, можно сказать, блефуют, говоря, что будут сносить этот дом.
В этой связи пассаж министра Михаила Волкова про коллектор приобретает совсем другой смысл: это возможная «многоходовочка», когда участок первоначально изымается не под строительство здания, а якобы для прокладки сети — такая практика, как мне рассказали, существует, и власти могут на это пойти.
Можно также ожидать, что будет предпринята попытка признать здание аварийным (при том, что оно таковым не является). И тот, и другой сценарий очень плох, потому что это, по существу, обман, а никакое большое и благое дело не может быть построено на маленькой лжи . К сожалению, на мой взгляд, как бы прекрасен ни был проект филармонии, история его реализации будет навсегда омрачена, если она будет завязана на попрании права частной собственности.
Кроме того, все процедуры, связанные с принудительным изъятием, могут быть оспорены в суде , и эти тяжбы отодвинут реализацию проекта на столь долгий срок, что по завершении судов всем, как водится, будет уже «не до филармонии» — я вижу здесь очень большой риск для проекта.
Позволю себе дать бесплатный совет всем, кому он может пригодиться: администрации области, города, филармонии и тем, кто отвечает за их связи с общественностью.
Надо выкупать у людей квартиры на добровольной основе , не угрожая в ином случае изъять участок принудительно. Надо сразу предлагать жильцам цену существенно выше рыночной . Если есть проблемы в том, чтобы тратить на выкуп по завышенной цене бюджетные средства, то здесь будет очень уместна помощь спонсоров. В конце концов, среди попечителей филармонии — Андрей Козицын и другие меценаты. Они могут организовать фонд, собрать деньги, и этот фонд будет выкупать квартиры для последующей передачи филармонии.
Главным средством воздействия на жильцов должна быть публичность , которой сейчас так избегают власти и филармония. Надо вести активную пиар-кампанию, чтобы убедить всех в важности проекта: у каждого приезжающего с концертом музыканта брать интервью на тему того, какие возможности даст новый зал и тому подобное.
Конечно, найдутся жильцы, которые будут упираться или пытаться установить заоблачную цену. Но представьте себе публичную презентацию проекта с участием его авторов, музыкантов и известных людей города, где пресса будет спрашивать жильцов: « Иван Иванович, скажите пожалуйста, это правда, что вы попросили за вашу двушку 30 миллионов , поэтому наш город вынужден отказаться от строительства уникального культурного объекта?»
Или представьте себе телесюжет, в котором к условной Мариванне приходит в квартиру условный Владимир Спиваков и говорит: «Да, я вижу, вы много сил потратили на обустройство вашей квартиры. Я понимаю, что вам тяжело решиться на переезд. Но наш фонд обязуется купить вам более просторную квартиру в центре и отремонтировать ее по вашему вкусу. Дизайн, ремонт и переезд — все за наш счет». Направленность общественного мнения в отношении жильцов дома в этом случае будет совсем другой. А как следствие, и поведение самих жильцов.
Само собой, переговоры с жильцами и выкуп квартир надо было начинать минимум годом раньше , тогда к моменту публикации результатов конкурса этот вопрос уже мог бы быть решен. Но лучше поздно, чем никогда.
Главная новость по теме Никто не сможет просто взять и построить новый корпус филармонии. Две причиныМне очень хочется надеяться на то, что в итоге ситуация разрешится цивилизованным способом и город получит не только объект мирового класса, но и опыт нормального городского диалога. Пока еще не поздно.