Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета в апреле 2018 года планирует осуществить постановку оперы «Греческие пассионы». Произведение Богуслава Мартину, как и раннее представленная «Пассажирка», никогда не ставилась в российских театрах.
Первая постановка в России будет включать в себя ряд концертов, презентаций, а также выставку, посвященную творчеству композитора. Театр планирует создать сайт проекта. Кульминацией проекта станет собственно премьера оперы. Режиссер постановки и сценогаф - Тадэуш Штрасбергер, дирижер – Оливер фон Дохнаньи.
Опера «Греческие пассионы» написана в 1954-59 годах выдающимся чешским композитором, классиком XX века Богуславом Мартину в соавторстве с греческим писателем Никосом Казандзакисом, автором одноименного романа «Страсти по-гречески» («Христа распинают вновь»).
Музыкальная драма повествует о событиях, разворачивающихся в небольшом греческом селении. Его жители занимаются постановкой евангельских «Страстей», но внезапно их останавливает известие о прибытии в деревню людей, вынужденных покинуть свои дома и спасаться от вражеского нашествия. Исполнитель роли Христа, пастух Манолиос, предлагает помочь несчастным, но местные богачи отказываются. Манолиос погибает от рук одного из своих односельчан, который в постановке должен был играть роль Иуды.
Режиссер постановки и сценогаф - Тадэуш Штрасбергер |
Мартину композитор-лирик, тонко и поэтично воспринимающий мир, художник-гуманист и новатор, в его творчестве – смелые новации того времени и переосмысление традиций. Мартину нашел свой неповторимый музыкальный язык, который безошибочно узнается по нескольким тактам его произведения. Характерные черты музыки Мартину – оригинальная мелодика, необычно колеблющаяся во времени ритмика, особая красочность оркестровки, лирическая проникновенность. Философский склад характера Богуслава Мартину оказал воздействие на его творчество вопреки стихийной эмоциональности композитора. Строгость и глубина мышления сказываются как в самой композиторской технике, так и в ее подчиненности содержанию произведения.
На создание оперы «Греческие пассионы» композитора воодушевил роман Никоса Казандзакиса «Христа распинают вновь», затрагивающий морально-нравственные проблемы.
Актуализация библейской истории в «страстях» ХХ века. События разворачиваются по библейскому сюжету, представляя историю о духовном восхождении одних и падении других, о борьбе жадности и великодушия, о предательстве Иуды и казни Христа.
Редакции оперы и зарубежные постановки. Первая редакция создана в 1956 году для Ковент-Гарден, Лондон (не была поставлена театром). Мировая премьера оперы в данной редакции состоялась в Брегенце в 1999 году (режиссер – Паунтни, дирижер Ширмер, художник Лазаридис; Венский симфонический оркестр, Московский камерный хор под руководством Минина). Вторая редакция создавалась в 1957-59 годах. Премьера второй редакции состоялась в Цюрихе в 1961 году. Обе редакции – либретто на английском языке.
Среди постановок за рубежом: Бремен, 2003; Фессалоники, 2006; Карлсруэ, 2009; Цюрих, 2009; Вупперталь, 2010; Палермо 2011 и другие. Постановки в Чехии: Национальный театр, Прага.
Оливер фон Дохнаньи |
Международными партнерами Екатеринбургского театра оперы и балета в проекте «Греческие пассионы» стали Фонд Богуслава Мартину, директор Вацлав Ридлбаух; Институт Богуслава Мартину в Праге, директор Алеш Брежина.
Свое согласие на участие в проекте дали Посольство Чешской Республики в России, Посол Владимир Ремек; Чешский центр в Москве, директор Марек А. Гавличек. Театр обратился также в Греческий культурный центр (Москва), директор Теодора Янници. Либретто оперы основано на романе греческого писателя Никоса Казандзакиса. В планах проекта – выпуск лицензионного диска с записью спектакля при поддержке Института Богуслава Мартину.