Февральская встреча, проведённая киноклубом «Белинка-синема» и Музеем Свердловской киностудии, была посвящена творчеству режиссёра Альберта ГЕНДЕЛЬШТЕЙНА. Его имя сегодня немногим известно, но его фильм «Любовь и ненависть» вошёл в видеосерию «Киноклассика России».
Путешествие назад
Несколько лет назад в информационной программе нашего фестиваля документального кино «Россия» был показан научно-популярный фильм «Первые крылья» (1949 год). Он рассказывал о русском учёном и инженере Александре МОЖАЙСКОМ и поражал глубинным проникновением в ход мыслей изобретателя самолёта. Много раньше, в конце 60-х годов прошлого века, мне довелось увидеть другой фильм, тоже научно-полпулярный и тоже о великом человеке — «Дмитрий ШОСТАКОВИЧ. Эскизы к портрету композитора» (1967). Тогда это была одна из самых ярких лент о творчестве музыканта. А если заглянуть ещё дальше «в глубь веков», то вспоминается художественный фильм «Лермонтов» (1943), где романтический образ поэта создал Алексей КОНСОВСКИЙ (известный большинству зрителей по роли Принца в киносказке «Золушка»). Режиссёром всех названных фильмов был Альберт Александрович Гендельштейн (1906—1981). Незаурядная личность в истории отечественного кино. Мастер, к сожалению, почти забытый сегодня.
В 2007 году киновед Светлана СТАРОСТИНА подарила Музею Свердловской киностудии созданный ею документальный фильм «Судьба романтика. Альберт Гендельштейн». А первый художественный фильм (1935) режиссёра «Любовь и ненависть» родился второй раз для зрителя, выйдя в свет в видеосерии «Киноклассика России». Эти два фильма и стали основой знакомства с кинематографистом в программе нашего киноклуба.
Время ученичества «звёзд»
Кинематографом Альберт Гельденштейн увлёкся в детстве, в Пензе, куда семья переехала из Киева и которую он считал родным городом. Часто вместо уроков гимназист Альберт спешил в кинотеатр «Аванс», где помощником киномеханика работал Леонид КОСМАТОВ (в будущем известный кинооператор). Он-то и впускал любознательного мальчика в «святая святых» — кинопроекционную будку…
Отец хотел видеть Альберта инженером, но сын наперекор его воле поступил в ГТК — Государственный кинематографический техникум. После окончания ГТК он поработал ассистентом у будущей знаменитости — Всеволода ПУДОВКИНА — на картине «Конец Санкт-Петербурга». «Моя юность совпала с юностью кинематографа, временем вулканической активности. В кино ещё не было ни орденов, ни иерархий — это был период ученичества звёзд, когда прославленные мастера учили, учились и экспериментировали вместе с учениками…» — вспоминал Гендельштейн о кино 20-х годов.
«Выше великого» и другие фильмы
Действие дебютного художественного фильма самого режиссёра «Любовь и ненависть» происходит в годы гражданской войны, когда войска генерала Деникина захватили Донбасс и подошли к украинскому посёлку Мазурка. «Шахта закрыта, все ушли на фронт. Остались в посёлке одни мы, бабы…» — это из титров фильма. «Одни бабы» спасли шахту ценою жизни. Вся картина выдержана в романтическо-патетическом ключе. Её эстетика близка фильмам Сергея ЭЙЗЕНШТЕЙНА и Всеволода Пудовкина. Музыка Дмитрия Шостаковича органично включается в действие. Сорежиссёром и оператором картины был Василий ПРОНИН, до этого снявший «Путёвку в жизнь». В фильме снимались уже известные актёры Эмма ЦЕСАРСКАЯ и Александр ЧИСТЯКОВ и совсем молодые тогда Вера МАРЕЦКАЯ, Николай КРЮЧКОВ, Михаил ЖАРОВ… Фильм имел большой успех и на родине, и за границей. Одна из зарубежных газет даже написала, что «Любовь и ненависть» можно поставить выше «Потёмкина»: «Мы хотим сказать, что это один из самых внушительных и захватывающих фильмов…»
Но дальнейшая творческая судьба в художественном кино создателя «внушительного фильма» не сложилась. Так, «Лермонтова» раскритиковал всесильный Лаврентий БЕРИЯ… Зато личная сложилась: его женой стала дочь Леонида Осиповича УТЁСОВА, выступавшая с оркестром отца, — Эдит. Альберт Гендельштейн много работал в научно-популярном и документальном кино, создал интересные фильмы: два из них — о лётчике Александре ПОКРЫШКИНЕ, о декабристах — «Во глубине сибирских руд», о знаменитом паруснике — «Товарищ» уходит в море…» Романтик остался романтиком в истории нашего кино.
Лев ЭГЛИТ,
заведующий Музеем Свердловской киностудии.
Таким высоким, стройным, красивым был романтик экрана Альберт ГЕНДЕЛЬШТЕЙН в середине ХХ века.