Алексей Старостин: ислам на Урале — религия не только приезжих

Алексей Старостин занимается изучением истории ислама на Урале уже долгие годы
Фото: urfu.ru
Ученый объясняет правоохранителям и чиновникам, как сделать отношение к мусульманам терпимее В  рамках совместного проекта УрФУ и  66.RU «Человек наук» мы  поговорили с  Алексеем Старостиным о  том, почему он  положил свою жизнь на  изучение чужой веры и  почему его работа важна для каждого из  нас. Мы  встретились с  человеком, который знает про ислам едва  ли не  больше, чем имамы, служащие в  мечетях Екатеринбурга и  Свердловской области. Именно он  объясняет духовным лицам, правоохранителям и  чиновникам, как сделать отношение к  мусульманам терпимее, а  их  самих  — обезопасить от  террора.

Доцент кафедры археологии и  этнологии УГИ УрФУ Алексей Старостин занимается изучением истории ислама на  Урале уже долгие годы. Наука в  его жизни давно перестала быть чем-то абстрактным и  теоретическим  — параллельно с  работой в  университете Старостин был директором Центра тестирования по  русскому языку иностранных граждан и  председателем Общественно-консультативного совета при УФМС России по  Свердловской области, а  сегодня руководит подготовкой исламских теологов в  УГГУ, является членом Общественного совета при Министерстве общественной безопасности Свердловской области и  экспертом Центра этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и  противодействия идеологии терроризма.

О  необходимости изучения ислама

Почти всю жизнь я  посвятил изучению ислама  — практически любая моя деятельность связана с  этой религией. Все началось с  бакалаврской работы об  истории мусульман на  Урале, которые являются второй по  численности конфессиональной группой на  этой территории. Занимаясь научной деятельностью, я  хотел убрать имеющийся в  СМИ негатив, связанный с  исламом, напомнить о  красоте этой цивилизации и  выдающихся ее  представителях.

Да, сегодня в  регион приезжает немало мигрантов из  стран Центральной Азии, и  у  многих сложилось впечатление, что ислам  — «религия приезжих». Но  это не  так. Просто надо понять, что они не  «понаехали», а  живут здесь уже сотни лет.

Мигрантофобия имеет тенденцию перерастать в  исламофобию. Именно этой нетерпимостью к  мусульманам пользуются различные террористические организации, одна из  целей которых  — рассорить людей по  религиозному признаку.

Наука для меня уже давно перешла в  просветительскую работу  — вместе с  коллегами из  Центра этноконфессиональных исследований я  читаю лекции и  участвую в  организации конференций, направленных на  профилактику экстремизма и  противодействие идеологии терроризма. Это работа проводится как среди мусульман, так и  среди чиновников и  самых разных категорий жителей нашего региона.

О  появлении ислама на  Урале

Установить точную дату прихода ислама на  территорию региона невозможно, поскольку в  Свердловской области пока не  найдено мусульманских археологических памятников старше XVI  в. Однако, опираясь на  археологические находки Прикамья и  Западной Сибири, можно сказать, что знакомство жителей края с  этой религией состоялось задолго до  этой даты.

Известно, что купцы из  Волжской Булгарии (ныне территория современного Татарстана) осуществляли торговлю с  финно-угорским населением края с  X  в. У  восточных стран вызывала интерес прежде всего уральская пушнина, которая в  то  время была ценна так  же, как нефть сейчас. Эта торговля и  способствовала знакомству с  чужой на  тот момент религией  — посредством мирной проповеди и  преемственности различных бытовых традиций происходил и  малоизученный процесс исламизации населения.

Серьезное увеличение числа мусульман на  Урале произошло после взятия Казани войсками Ивана Грозного. Тогда татары из  Среднего Поволжья бежали в  наш малозаселенный край, селились у  башкир на  правах припуска, укрепляя свою религию среди родственного народа.

О  тех, кто способствовал укоренению религии

Первый шаг к  развитию ислама сделала Екатерина  II, которая в  конце XVIII века учредила Оренбургское магометанское духовное собрание. По  сути, это был институт-посредник между мусульманскими подданными и  царской властью. Верховного муфтия назначал государь-император. При этом он  не  всегда был богословом  — периодически должность занимали царские офицеры из  числа мусульман, слабо знакомые с  тонкостями богословской науки.

Еще большее значение имели реформы Александра  II, в  результате которых большое количество крестьян, в  том числе татар и  башкир, устремилось в  города и  горнозаводские поселки. Там они формировали мусульманские общины, строили мечети и  молельные дома, организовывали благотворительные общества, занимавшиеся организацией просветительских учреждений и  помощью обездоленным единоверцам.

Об  исламе в  Екатеринбурге

В  Екатеринбурге до  конца  XX века не  было ни  одной мечети. Единственное существовавшее религиозное учреждение в  дореволюционный период  — молельный дом, который располагался неподалеку от  усадьбы Агафуровых. Сейчас на  его месте  — музей МВД.

Агафуровы вообще многое сделали для исповедующих ислам в  Екатеринбурге. Они выкупили большое количество домов рядом со  своими особняками, создав тем самым целый мусульманский поселок, который в  народе называли татарской слободой. Это был участок между улицами Ленина, Жукова, Челюскинцев и  Московской. Кстати, и  упомянутый молельный дом размещался в  доме, принадлежавшем этим купцам.

На  территории этой слободы Агафуровы сделали бесплатную библиотеку, открыли школы мусульман для мальчиков и  девочек. К  сожалению, памятников исламского зодчества в  Екатеринбурге сохранилось немного  — две усадьбы Агафуровых да  мусульманское кладбище, основанное в  конце XIX века (между улицами Репина, Заводской и  Черкасской). Интересно, что в  феврале этого года имя Агафуровых присвоили скверу, расположенному рядом с  их  усадьбами. Это является серьезным признанием вклада в  развитие города этих выдающихся купцов и  меценатов.

Об  исламе сегодня

Уральские мусульмане сегодня слабо знакомы с  основами своей религии. В  30-е годы татары и  башкиры потеряли практически всех своих духовных лидеров  — их  физически уничтожила советская власть. Репрессии против исламского духовенства были тотальными  — только 12  % имамов избежали преследований. Те, кто выжил или вернулся из  ссылки, боялись что-то рассказывать про религию и  как-то передавать знания молодому поколению.

К  сожалению, последствия этой утраты не  восстановлены до  сих пор. Исламская традиция среди большей части татарского и  башкирского населения сохраняется практически только на  семейно-бытовом уровне: ребенок родился  — приглашают муллу дать ему имя, проходит свадьба  — они идут в  мечеть читать никах. Но  при этом иногда после мечети идут в  ресторан и  устраивают там застолье, мало соответствующее исламской традиции.

Этой религиозной неосведомленностью молодежи, кстати, и  пользуются различные радикальные группировки, такие как «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Исламское движение Узбекистана», «Джамаат таблиг», «Имарат Кавказ», ИГИЛ (все запрещены в  РФ). Появляется человек, который говорит: «Я в  отличие от  тебя читал Коран, и  там написано, что вот так-то и  за  то-то нужно делать джихад». У  человека, которому это все рассказывают, нет собственных знаний, чтобы хоть как-то это опровергнуть, и  он  безоговорочно верит ему, а  потом и  делает.

Только из  УрФО в  Сирию и  Ирак в  2013–2016 годы уехали от  150 до  200  уральцев. К  счастью, в  последние годы с  этим явлением идет активная и  продуктивная борьба: силовики выявляют террористические ячейки и  вербовщиков, год от  года сокращая количество отъездов, а  мусульманские духовные лидеры совместно с  органами государственной власти, общественниками и  учеными ведут широкую просветительскую деятельность, разъясняя ложность постулатов экстремистских и  террористических организаций, которые противоречат духу исламского вероучения.

В  последние годы идет и  духовное возрождение с  опорой на  традиции  — построено большое количество мечетей, в  магазинах появились халяльные продукты, а  в  книжных  — литература об  исламе. Конечно, существуют проблемы, но  у  мусульман есть хорошее слово «сабр», что значит терпение. Проявляя его, люди смогут постепенно разрешить все проблемы.

Материал  66.RU

  • Человек наук
  • УрФУ — участник Проекта 5-100, ключевым результатом которого должно стать появление в России к 2020-му году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных задавать тенденции развития мирового высшего образования.

    Ещё новости о событии:

    Алексей Старостин занимается изучением истории ислама на Урале уже долгие годы - УрФУ им. Б.Н.Ельцина
    Ученый объясняет правоохранителям и чиновникам, как сделать отношение к мусульманам терпимее В рамках совместного проекта УрФУ и 66.RU «Человек наук» мы поговорили с Алексеем Старостиным о том,
    12:41 14.08.2018 УрФУ им. Б.Н.Ельцина - Екатеринбург
    Фото: 66.RU 66.RU встретился с человеком, который знает про ислам едва ли не больше, чем имамы, служащие в мечетях Екатеринбурга и Свердловской области.
    12:13 13.08.2018 66.Ru - Екатеринбург
     
    По теме
    К Дню православной книги в Екатеринбургской епархии традиционно проводят книжные ярмарки, выставки, устраивают чтения духовной литературы, лекции по православной культуре, конференции,
    На состоявшемся под председательством Людмилы Бабушкиной заседании Законодательного Собрания принят закон «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области».
    Стихийный мемориал перенесли из центра Екатеринбурга Дарья ЧИПУРИНА Добровольцы перенесли цветы, игрушки и лампады на территорию собора Фото: Олег ГАЛИМОВ В Екатеринбурге перенесли стихийный мемориал,
    Донорам на Урале будут приплачивать - Polevskoy24.Ru Нет рекламных блоков. В Свердловской области увеличен размер выплаты донорам По инициативе губернатора Евгения Куйвашева пособие донорам, сдавшим кровь и её компоненты в максимально допустимых дозах три раза в год,
    Polevskoy24.Ru
    Интеллектуальная игра “Ума палата” - Нижнетагильская епархия 23 марта в Покровском храме состоялась очередная встреча воспитанников воскресных школ в рамках празднования Дня православной книги на интеллектуальной игре “Ума палата”.
    Нижнетагильская епархия
    зенин.jpeg - ОТВ Отделение лучевой диагностики клиники «Здоровье 365» похоже на что-то космическое: мощные аппараты, куда «въезжает» человек, на экранах мониторов – разноцветные графики, схемы, проекции, выдающие максимально достоверную информацию.
    ОТВ
    В 2023 году процент смертей в СМП в Свердловской области оказался ниже, чем по стране Егор СОЛОВЬЕВ Догоспитальная летальность в Свердловской области оказалась на 0,8% ниже, чем в среднем по России Фото:
    КП Екатеринбург
    Я читаю и рисую 2024 - Библиотека Гавань Традиционная выставка картин Детской школы искусств памяти Владимира Алексеевича Кашкина.
    Библиотека Гавань
    Паруса надежды и веры в наших сердцах - GorodNS.Ru Театральная Салда начинает потихоньку привыкать, что время от времени на подмостках городского Дворца культуры происходит удивительное событие, имя которому – Премьера.
    GorodNS.Ru
    Маша Миронова - Рулить должна молодёжь - Газета Зареченская Ярмарка Маша Миронова - Рулить должна молодёжь Маша Миронова - Рулить должна молодёжь   Сегодня мы решили поговорить с необычной именинницей.
    Газета Зареченская Ярмарка