В рамках «Творческих четвергов» Художественный музей Эрнста Неизвестного представил кинопроект на стыке нескольких жанров.
Формат мероприятия, посвящённого 35-летию фильма Тарковского «Ностальгия», включил в себя разговор и о кино, и о скульптуре.
Научно-исследовательскую часть представил Лев Фадеев, старший научный сотрудник ХМЭН, рассказавший о параллелях в эмиграционных историях Эрнста Неизвестного и Андрея Тарковского и о непростой судьбе надгробного монумента режиссёра, который ошибочно приписывают прямому авторству Эрнста Неизвестного.
Эрнст Неизвестный и Андрей Тарковский были хорошо знакомы. Встречались они и в СССР (в том числе в мастерской скульптора), и после эмиграции. Эрнст посвятил Тарковскому одно из своих распятий. Обоих связывало чувство вынужденного отрыва от Родины и, одновременно, ощущение свободы творчества, обретённое за рубежом.
В том числе об этом и фильм «Ностальгия». Об истории его создания, а также об Анатолии Солоницыне, который должен был сыграть в ленте одну из главных ролей, рассказал кинорежиссёр Валерий Савчук, знавший актёра. Он показал гостям фотоматериалы из личного архива: кадры из жизни и со съёмочной площадки – отдельные моменты, которые в итоговых киноработах соединились в «мозаику из времени» (так называл кино Тарковский).
Личными воспоминаниями с гостями поделилась кинорежиссёр Лидия Котельникова, учившаяся вместе с Тарковским во ВГИКе. Она отметила особую энергетику режиссёра – «магический взгляд и магическое лицо… Встретишься с ним в коридоре (общежития – Прим.), он откланяется, и как будто от него идёт ток, который прошибает насквозь».
Интерактивную часть представил врач и ценитель творчества Тарковского Артём Бершадский, рассказавший гостям о том, как из небольших жизненных деталей сложилась философия Андрея Тарковского. Артём подробно остановился на родословной Тарковского и его фильмографии.
Завершил вечер показ фильма «Ностальгия».
Куратор проекта – Лев Фадеев, старший научный сотрудник Художественного музея Эрнста Неизвестного