Из «не москвичей» были только мы, только Екатеринбург, только факультет современного танца!

Из «не москвичей» были только мы, только Екатеринбург, только факультет современного танца!
Из «не москвичей» были только мы, только Екатеринбург, только факультет современного танца!
Из «не москвичей» были только мы, только Екатеринбург, только факультет современного танца!
Из «не москвичей» были только мы, только Екатеринбург, только факультет современного танца!
Из «не москвичей» были только мы, только Екатеринбург, только факультет современного танца!
Фото: gu-ural.ru

Хореографы и исполнители Анастасия Миронова, Полина Нертица, Максим Бородин и Кирилл Зайцев рассказывают о поездке в Москву на Фестиваль современного танца «Проба №2»

24-28 февраля 2018 года в Москве прошел второй фестиваль проекта «ПРОБА №», главным организатором которого является хореограф Александр Могилев. Участие в фестивале приняли выпускники и студенты факультета современного танца, которые поделились впечатлениями от поездки в интервью.

Об атмосфере фестиваля.

Фото со спектакля «Горизонт событий», хореограф – Полина Нертица, фото – Максим Бородин.

Полина Нертица (лаборатория танца «Мост»):  Нам очень повезло, что мы встретились с командой серьезных профессионалов – организаторов фестиваля «Проба» Александром Могилевым, Антониной Красновой – его соучередителем, Алисой Чеботаревой – директором фестиваля. Они – очень духовно наполненные, светлые, приятные в общении люди, у которых при этом на фестивале все было под абсолютным контролем: четкое расписание всех репетиций и выходов, вся команда – художники по свету, звукорежиссеры, монтировщики – работают отлично, без всяких пререканий, ошибок. Все это создает ощущение профессионализма и стабильности, спокойствия в том плане, что мы приехали к этим людям и можем на них положиться во всем. Знаем, что у нас будет время для репетиции, что мы успеем выставить свет и звук, и всё будет хорошо.

У меня очень хорошие впечатления от фестиваля, единственное только, что мне не хватило спектаклей, в которых сочетались бы танцевальный и драматический театр. С одной стороны, это нормально, что постановки выстроены исключительно на хореографии, демонстрации множества разной танцевальной лексики – это ведь фестиваль современного танца! А с другой стороны, видимо, мы в Екатеринбурге уже больше уходим в сторону синтеза этих жанров и мне лично без этого уже не так интересно. Очень понравилась работа Ксении Тернавской – двое танцовщиков, Елена Межова и Антон Дацюк, исполнили отрывок из ее одноактного балета «Uprio». Двигались они просто идеально и демонстрировали супер-присутствие в своих образах, и в самой постановке была очень чистая ясная лексика, в ней чувствовалась сила и профессионализм, к которым хотелось бы стремиться! Были работы, которые сделаны больше в технике танца модерн, интересной была постановка Ольги Лабовкиной, где используется видеопроекция. Присутствовал современный балет – его представила, можно сказать, исполнительница-хедлайнер фестиваля, – балерина Большого театра Марфа Федорова. Вообще, большой респект организаторам за то, что они представили на фестивале много разных видов современного танца! Мы получили большое вдохновение, хочется дальше что-то делать, работать!

Максим Бородин (лаборатория танца «Мост»):  Вообще, когда приезжаешь на какой-либо фестиваль, ты всегда должен быть готов к тому, что до тебя может никому не быть никакого дела: успел ли ты хоть раз прогнать свой спектакль на новой для тебя сцене, есть ли гримерки или хоть какое-то место, чтобы переодеться и оставить вещи. Ты должен быть готов сам о себе позаботиться. При этом, нам ведь не нужно никаких особых излишков, но, все же, когда я сталкивался в других местах с откровенно наплевательским отношением, это выбивало из колеи. А с самого первого момента, как попадаешь на «Пробу», чувствуешь, что все будет в порядке. Организация фестиваля была безупречной, причем, даже на уровне мелочей: от охранников и уборщиц до главных организаторов все очень приветливые, любые возникающие вопросы решаются минут за пятнадцать, не больше. Волонтеры нам даже приносили воду и фрукты в гримерку – это такие вещи, без которых хореографы и танцовщики, конечно, могут обойтись, но это очень приятно! Мы получали удовольствие от пребывания там, могли никуда не торопиться, два раза полноценно репетировали на сцене театра, не было никаких нервирующих накладок и сбоев.

А вообще, это всё даже не самое главное. Главное то, что организаторы фестиваля являются настоящими людьми искусства. До этого я мало что знал об Александре Могилеве, честно говоря, у меня было поверхностное представление, что он – это «танцы на ТНТ», «шоу-биз», «Маасква» и тому подобное. Это не так. Он сам говорит – да, я занимаюсь и шоу, то есть, тем, что сейчас стали называть «contemp», и настоящим contemporary dance, современным танцем, серьезным и глубоким искусством.

Полина: Я, кстати, считаю, что постановки Могилева и в шоу «Танцы» – это настоящее искусство! Они очень выделяются на фоне остальных миниатюр в этой программе.

Максим: Получается, что Александр и все, кто ему помогают, переносят наработанные на телевидении четкость, дисциплину и понимание важности всего происходящего для танцовщиков в свою работу по организации «Пробы», то есть, опыт работы в шоу-бизнесе помогает им в работе в сфере «немассового» искусства.

Анастасия Миронова (танцевальная компания «CoDa»): Основная идея у Александра Могилева такая: идентифицировать русский современный танец. Даже свою танцевальную компанию он назвал «ЭТО» – русским словом, а не каким-нибудь модным английским.  По сути, на фестивале он постарался представить то, что было бы срезом сегодняшнего современного российского танца, правда, забавно, что этот срез делается, в общем-то, только по Москве. Такой фестиваль москвичей для москвичей: еще одна возможность для столичных танцовщиков и трупп выходить на сцену и показывать свои наработки в области современной хореографии. Из «не москвичей» были только две наши танцевальные компании – «CoDa» и «Мост», только Екатеринбург, только факультет современного танца! И когда мы приехали, многие удивленно спрашивали нас, откуда мы вообще узнали про этот фестиваль. В общем-то, на наше реальное появление никто особенно не рассчитывал. А узнали мы просто – через группу во Вконтакте. Очень здорово, что они сделали два вечера показов, которые полностью повторялись, но это оправданно: присутствовал зрительский интерес, в зале был аншлаг и, если кто-то не могу увидеть программу «Пробы» в один вечер, пришел на второй. Все очень грамотно продумано.

Кирилл Зайцев (танцевальная компания «CoDa»):  «Проба» – классный, домашний, неформальный фестиваль. Сами его организаторы задавали эту непринужденную семейную атмосферу. Было множество приятных мелочей, за счет которых она создавалась, и нам как гостям было комфортно. Единственное, о чем мы жалеем – что мы не смогли толком посмотреть спектакли других участников. Из-за кулис смотреть было нельзя, в зал толком не попасть – он очень маленький, мест на 100, и все заняты, люди сидели даже на ступеньках, да и бежать в него пришлось бы через улицу, а мы еще готовились к своим выступлениям… Площадка – театр «Апарте» – очень маленькая, даже тесная. С другой стороны, это создает уютную камерную атмосферу.

 

О показе своих спектаклей и эмоциях на фестивале.

Фото со спектакля «01», хореограф – Анастасия Миронова, фото – Максим Бородин.

Кирилл: Мы прилетели прямо в день выступления, с самого утра были на ногах – с 4 часов утра, не считая двухчасового перелёта, поэтому все было как-то сумбурно. На фестиваль мы привезли постановку «01». И получилось так, что прогон по ощущениям был отличный, а вот выступление в первый вечер для нас самих прошло не очень удовлетворительно…

Настя: Это наше внутреннее восприятие себя, трудно сказать, как это было со стороны… Зрители приняли хорошо, но , да, есть же и какие-то наши внутренние, невидимые глазу процессы. Мы еще переделали эту работу, сократили ее, переставили некоторые сцены местами – в общем, реконструировали немного. Общий смысл остался тем же, но внутренняя логика немножко другая, и мы к ней пристраивались, освобождаясь от предыдущего паттерна.

Кирилл: Из-за всех этих перестраиваний был смешной момент, когда прямо на спектакле я… забыл, что делать. Несколько секунд был ступор, я что-то делал, а Настя решила, что я так сильно «заимпровизировался»! Наверное, со стороны это даже и не было заметно, но мы сами были в шоке. Стресс, конечно. На следующий день, по моим ощущениям, мы станцевали лучше, получается, что первое выступление стало для нас «разогревом», притиркой к сцене, а второе – уже более полноценным, удовлетворительным результатом.

Мастер-класс Анастасии Мироновой и Кирилла Зайцева на фестивале «Проба».

Еще на «Пробе» мы провели мастер-класс, на который пришли и другие участники, и их друзья, в основном, конечно, профессиональные танцовщики. Мы давали танцевальные практики, которые одновременно связаны и с физической разминкой, и с фантазией.

Настя:  Да, соматическая практика на раскрепощение, высвобождение свободного тела. Мы много чего приготовили, и разогрев, и несколько танцевальных фрагментов, планы были прямо наполеоновские, что-то мы успели, что-то нет – это нормально, я думаю.

Кирилл:  Мы хотели разучить сольную комбинацию и танцевальный кусочек на партнеринг-дуэт, в итоге успели только второе. Он был более интересен людям, видимо, из-за специфики представленной нами постановки, ведь «01» – это наш с Настей дуэт, и от нас и на мастер-классе ждали работы с партнеринговой техникой.

Настя: В целом мы очень плодотворно провели время в Москве, сходили в Третьяковскую галерею, где очень впечатлились картинами Врубеля… А на следующий день поехали в музей «Гараж», в котором, честно говоря, мы даже до выставки не добрались, застряв в их книжном магазине.

Кирилл: Просто там есть уникальная литература, которая, видимо, выпускается специально для «Гаража» – там даже его лейблы стоят – и её больше нигде не найти. Мы накупили кучу книг, которые даже потом не знали, как повезем домой.

Фото со спектакля «Горизонт событий», хореограф – Полина Нертица, фото – Максим Бородин.

Полина:  Мы привезли на фестиваль вторую версию спектакля «Горизонт событий», в нем сменились исполнители, это спровоцировало и некоторые изменения в самой постановке. В этот раз в ней танцевали студенты второго курса факультета современного танца Руслан Трушкин и Мария Куликова. Наверное, главная сложность была в возрасте исполнителей. Они очень старались, но просто в силу нехватки жизненного опыта не всегда могли на сто процентов воспринять и сделать те вещи, которые я от них просила. Старалась им объяснить, что они могут рассчитывать только на себя, и, если они хотят быть артистами, они очень многое должны предлагать сами, аккумулировать энергию, а не ждать, что все сделает сам хореограф. Они еще сильно зажаты, не так много предлагают, но я их хорошо понимаю, у меня тоже такое было и, возможно, в чем-то еще осталось. В любом случае, я считаю, что они отлично поработали, они большие молодцы, и весь этот опыт поездки в Москву – нам всем в плюс. Зжорово вот так съездить в Москву на фестиваль, выступить, пообщаться с творческими, увлеченными своим делом людьми.

Максим: Там, в Москве, мы уже не относились к Руслану и Маше как к студентам. Но, мне кажется, они сами еще пока к себе так относятся. Это понятно, ребята учатся только на втором курсе, они привыкли к атмосфере «домашних» отчетных концертов факультета, где все, в общем, свои и, так или иначе, будут радоваться за них и поддерживать. На «Пробе» – другая ситуация, здесь собрались профессионалы, которым нужен высокий уровень качества и никто не будет и не должен принимать во внимание твой возраст или что-то еще. Да, это полезный опыт. В «Горизонте…» упор сделан не на упоении сложной техничной хореографией, это больше история внутренних переживаний. Необходимо стопроцентное «присутствие» в этой истории, её образах, для того, чтобы спектакль жил, если делать его с пробелами в ощущениях, то он не случается.

Полина: Я очень переживала, придиралась не только к исполнителям, но и к себе, к спектаклю. Понимаю, что в нем есть сложные и даже спорные моменты, в которые нужна сложная артистическая работа. Пыталась «прибрать» такие сцены и добавить просто техничной хореографии, танцевальности, но ребятам сейчас сложно усвоить её за короткий срок, притом, что они находятся в процессе напряженной учебы и тела и так измучены постоянными занятиями и работой. Но главное, что было понятно, что в этом спектакле не нужно много сложных танцев – ни по смыслу, ни по композиции они здесь не вкладываются, здесь это не нужно. Нужна тонкость, артистическое присутствие.

Конечно, было волнение: как зрители и коллеги примут твою работу, как выступят исполнители. С этим волнением не всегда прямо нужно бороться, оно опасно, только когда захлестывает и не дает сосредоточиться, мне в данном случае оно помогало находиться в собранном, сконцентрированном состоянии. Иногда нужно просто принимать, что может произойти множество вещей, которые от тебя не зависят, к чему я старалась подготовить и ребят. Говорила им, что может быть всякое: музыка выключится, платье соскользнет, кто-то споткнется и упадет – да мало ли что! Главное, что мы можем и должны делать – присутствовать здесь и сейчас, делать то, что нужно. Вообще, без этого, может быть, наша работа не была бы такой интересной! Артистам полезная некоторая доля адреналина. Я за сложности! Пусть они будут!

Мне сложно сказать, насколько зрители приняли нашу работу, я этого точно не знаю, думаю, реакция могла быть неоднозначной – и это нормально! Могу отметить как плюс то, что на какие-то моменты в спектакле у людей были именно такие реакции, на которые я рассчитывала, это чувствовалось. Был хороший положительный отзыв от организаторов, ну и, как минимум, они же выбрали эту работу для своего фестиваля!

 

О «русском вопросе».

Максим: В конце была прекрасная встреча-беседа с Екатериной Васениной «Хайп за контемп». Ее очень полезно было бы послушать всем, кто занимается современным танцем, а особенно – самым молодым, студентам… Там обсуждались, в общем, самые простые и самые важные для нас вопросы – что мы ставим, почему мы ставим, для кого, о чем… Удивительно то, что, вроде бы, я сам для себя отвечал уже на эти вопросы не один раз, но во время разговора часто возникали настолько точные и емкие формулировки, что даже захватывало дух!

Настя: В ходе беседы Екатерина и Александр Могилёв транслировали очень важную и правильную идею самоопределения российского современного танца. Мы как хореографы и танцовщики наблюдаем за тем, что происходит в мировом современном танце. И для нас понятен европейский современный танец, он отчетлив по манере, по стилю, в последние десятилетия стал понятен израильский современный танец и его характерные особенности, очень выразительные, читаемые, которые ни с кем не спутаешь. Сейчас еще набирает обороты азиатский современный танец – Китай, Япония. Удивительно, как у них получается, обучаясь всем необходимым азам у европейского современного танца, выглядеть очень самобытно. В их телах – особая пластика, возможно, приобретенная за счет многовековой практики единоборств. И, глядя на все это, ты думаешь – действительно, а какие же отличительные черты у русского современного танца? Я затрудняюсь сказать! Да, у нас есть яркие сильные коллективы – «Провинциальные танцы», Челябинский театр современного танца, «Балет «Москва» и некоторые другие. Но, все же, не могу сказать, что в них есть бы какая-то особая заметная «русскость», что-то, что можно четко сформулировать как наши индивидуальные черты. Именно об этом очень много говорили на лекции, и это одна из важнейших задач, в решение которой Александр старается внести свой вклад.

Кирилл: Да, Александр и Екатерина призывают танцовщиков «копать» именно в сторону российского современного танца, поиска каких-то наших отличительных черт, именно русского менталитета.

Настя: При этом они говорят, что это совершенно не обязательно должно быть что-то топорно-лубочное, какая-то обработка фольклорной пластики, движений из народного танца, нет! Здесь нужно найти что-то совершенно иное, более глубокое – может быть, волнующие именно русского человека темы, энергетика, свойственная нам. Пока никаких готовых рецептов никто не дает!

Кирилл: Да, не очень понятно, что с этим делать, но будем пробовать, работать, искать!

 

 

 

 
По теме
‹ › Образцовый коллектив ансамбль современного танца «Каскад» завоевал Гран-при на Международном конкурсе-фестивале детского и молодёжного творчества «Весенние выкрутасы» в Татарстане.
‹ › Спектакль Каменск-Уральской драмы «Это всё она» покажут на фестивале «Он.
Целый спектр живых эмоций, богатая палитра литературных произведений, душа - в каждом слове.
В концерте  «Квинтет деревянных духовых»  (входит в Абонемент  100 «Вместе весело играть!» ), который состоится 31 марта (вс) 2024 года в 15:00, произошли изменения в составе участников.
«СТИЛЯГИ ИЗ «СОЗВЕЗДИЯ» 12 марта у нас состоялся Конкурс детского творчества «Созвездие», в котором приняли участие 16 детей.
зенин.jpeg - ОТВ Отделение лучевой диагностики клиники «Здоровье 365» похоже на что-то космическое: мощные аппараты, куда «въезжает» человек, на экранах мониторов – разноцветные графики, схемы, проекции, выдающие максимально достоверную информацию.
ОТВ
В 2023 году процент смертей в СМП в Свердловской области оказался ниже, чем по стране Егор СОЛОВЬЕВ Догоспитальная летальность в Свердловской области оказалась на 0,8% ниже, чем в среднем по России Фото:
КП Екатеринбург
Я читаю и рисую 2024 - Библиотека Гавань Традиционная выставка картин Детской школы искусств памяти Владимира Алексеевича Кашкина.
Библиотека Гавань
Паруса надежды и веры в наших сердцах - GorodNS.Ru Театральная Салда начинает потихоньку привыкать, что время от времени на подмостках городского Дворца культуры происходит удивительное событие, имя которому – Премьера.
GorodNS.Ru
Маша Миронова - Рулить должна молодёжь - Газета Зареченская Ярмарка Маша Миронова - Рулить должна молодёжь Маша Миронова - Рулить должна молодёжь   Сегодня мы решили поговорить с необычной именинницей.
Газета Зареченская Ярмарка