«Война Анны»: жажда жизни в зазеркалье

«Война Анны»: жажда жизни в зазеркалье
Фото: www.oblgazeta.ru

Картиной екатеринбургского режиссёра Алексея Федорченко «Война Анны» открылся показ основного конкурса 29-го российского кинофестиваля «Кинотавр». Необычная по своей стилистике работа Федорченко, рассказывающая историю маленькой девочки, прячущейся от нацистов в камине, может стать не только главным открытием фестиваля, но и всего года в российском кино. На показе «Войны Анны» побывал и корреспондент «Областной газеты», который сейчас находится в Сочи.

На вечернем показе в Зимнем театре – аншлаг. Федорченко, который впервые приехал на «Кинотавр» в 2005 году с фильмом «Первые на Луне» и взял приз за лучший дебют, в Сочи очень ждали и организаторы, и критики. К нему здесь относятся с какой-то нежностью и любовью: знают – мастер не обманет их ожиданий. Ждут ещё и потому, что впервые «Войну Анны» увидели западные зрители на кинофестивале в Роттердаме. А возможность увидеть картину в России, да и то далеко не у всех, появилась лишь сейчас. Когда фильм доберётся до проката – если и не тайна, то пока вопрос без чёткого ответа.

Перед показом пару слов говорят создатели фильма – Алексей Федорченко, генеральный продюсер картины Артём Васильев и восьмилетняя актриса Марта Козлова (на момент съёмок ей было шесть лет).

– Эта история, которую невозможно не снять, – говорит Васильев. – Прочитали и поняли: надо делать.

Сам режиссёр поблагодарил всю команду создателей, пояснив, что большая часть людей находится в Екатеринбурге, где доделывают его новую картину ( «Последняя милая Болгария». Прим. «Облгазеты» ), добавил, о сложностях в поиске денег. На завершение фильма, финальные работы над звуком, графикой и цветокоррекцией Алексей Федорченко собирал деньги на краудфандинговой платформе. И передал микрофон Марте.

– Я рада, что присутствую на этом фестивале, мне очень хотелось сюда попасть, – чуть засмущавшись, сказала Марта. – Когда я услышала слово «Кинотавр», почему-то первым делом представила какого-то дракошу.

Зал разразился аплодисментами. На этой позитивной ноте начался показ. Показ совсем не позитивного фильма.

***

Чёрный экран. Слышны голоса, команды на немецком, выстрелы. Титр скупо сообщит нам, что идёт ноябрь 1941-го. Место действия – зона немецкой оккупации. В первом кадре мы видим только что закопанные в свежую землю тела людей. Камера Алишера Хамидходжаева с предметной точностью останавливается на деталях волос, ног, рук. Вдруг из под груды тел на свет появляется маленькая девочка. Пред нами – появление Анны. Её новое рождение.

Затем девочка окажется у селян, которые обуют её и отведут в комендатуру. Анна будет упираться, но безуспешно. Дальше большой дом – старая школа, девочка убегает от неспешного коллаборациониста и прячется в неработающем камине. Перед нами – место действия.

Вот, собственно, и все данные. Словно сжатый по хронометражу фильм – всего 75 минут – так и можно описать: девочка прячется от врагов в камине. А что ещё делает? Пытается выжить. И победить.

За всё время мы не услышим от Анны ни единого слова. Тут вообще будут мало говорить, больше будет звуков, небольших музыкальных зарисовок (напомним, что художник по звуку – Венсан Арнарди . Среди его известных работ – «Амели» Жана-Пьера Жене ). «Война Анны» с самых первых минут производит впечатление сна или воспоминания – недолгие сцены, медленное затемнение и смена кадров. Будто кто-то усиленно пытается вспомнить, что было. Проходят не то дни, не то недели, не то месяцы. Такого формата не то что у Федорченко, но и во всём российском кино вспомнить трудно.

Не случайно в начале мы говорили про рождение. Чудом выжившая во время расстрела, а теперь нашедшая новый дом в камине, девочка как новорождённый ребёнок начинает познавать мир вокруг себя ночью, когда тихо и только луна светит в окно. Когда на полу вырастают тени от портретов со стен и когда единственные живые существа – крысы. Федорченко не закладывает здесь метафизики – только реальность: найти воду, еду, согреться, не быть обнаруженной. Обрести новый для себя мир – это как попасть в зазеркалье. Да, всё это вроде напоминает «Алису в стране чудес» (или Анну, как в переводе у Набокова ) – только с чёрным, страшным миром. В этом же зазеркалье всё неестественно перевернётся. Кошка станет другом, чучело собаки – одеждой, старый сухарь в мышеловке – едва ли не единственной едой. Даже спортивный кубок станет бокалом для воды, бережно собранной по разным закоулкам тёмной комендатуры. Весь этот поиск так и оставит вопрос о жанровой принадлежности. Драма? Триллер? Скорее, и то и другое.

Вот только другие у нашей Анны задачи. Ей нужно совершить подвиг – остаться в живых, победить в своей войне, в которой нет автоматов и танков, но от этого не менее страшно.

Страх. Большой двигатель не только фильма, но и зрительской реакции. В ночном пространстве и сам вздрагиваешь от резких звуков, скрипа половиц или лая собаки, что за окном. «Не выходи, не совершай ошибку», – как-то невольно хочется шепнуть Анне, но плач доведённого до отчаяния, голодного, грязного и худого ребёнка парализует тебя, и уже по твоим щекам текут слёзы. Как тебе помочь победить, девочка?!

Алексей Федорченко несколько раз говорил, что фильма бы не было, если бы однажды он не увидел Марту Козлову и не подумал: «Вот она – Анна». Удивительно, но как умело смог соединить в себе шестилетний ребёнок детскую наивность и непосредственность с невероятной актёрской игрой, заставляющей верить в него и сопереживать. Кстати, веришь в картину ещё и благодаря операторской работе. Алишер Хамидходжаев тоже решал непростую задачу – показать внутренности камина, но при этом магически создавая эффект незримого присутствия: ты всё сам на экране видишь как через дырочку в зеркале, словно подглядываешь.

Но, наверное, самую главную задачу решили сам Федорченко и сценарист Наталья Мещанинова (в прошлом году «Аритмия» по её сценарию победила на «Кинотавре»). Они смогли написать, а потом снять всего часовое кино, в котором так правдиво рассказали о войне. О победах и поражениях, о жизни и смерти. Без доли фальши, без наигранного патриотизма, где вообщем-то даже нет ни своих, ни чужих, но как-то легче от этого не становится.

Да, показывать войну со стороны детей неново. Можно вспомнить и «Иваново детство» Тарковского , и «Иди и смотри» Климова, и даже сцену из «Войны и мира», где на совете в Филях шестилетняя Малашка наблюдала с печи за Кутузовым, также находясь в своём мире. Но так проникновенно, как Федорченко, и совсем без слов, а только художественными приёмами, не делал, пожалуй, никто.

Что в итоге? Неправильно было бы рассказать о финале фильма. Да и он до конца не отвечает на главный вопрос картины. Гораздо важнее, что есть сцена, где уже почти обессилевшая Анна подползает к карте, на которой фашисты отмечают флажками захваченные территории. Девочка вырывает их и все втыкает в Германию. На этом моменте трагедия «выходит» из камина и обретает масштабы целого мира.

Интервью

После показа «Войны Анны» – долгие аплодисменты. Когда в титрах появляется имя Марты Козловой, а потом и Наталии Мещаниновой , зал вновь рукоплещет. Сам режиссёр стоит как-то в стороне. Подхожу к нему, чтобы поздравить с замечательной картиной.

– Спасибо, дорогой, – отвечает Алексей Станиславович. – Мне очень приятно.

Все вопросы он предлагает задать уже после официальной пресс-конференции.

– Предыдущие картины вы делали со сценаристом Денисом Осокиным . Он был вашим постоянным автором. Почему решили написать сценарий с Наталией Мещаниновой?

– На эту историю мне нужен был женский взгляд. Да и Денис взял перерыв – не пишет сценарии. Я хотел поработать с Наталией Мещаниновой. Я не знал о её фильмах, читал только рассказы в Интернете. В них я увидел параллели с событиями картины. В Москве мы с ней познакомились. Она выслушала меня и отказалась. Сказала, что это не её история. Через год она мне позвонила и согласилась. Мы очень быстро написали сценарий.

– Также вы решили поработать с Алишером Хамидходжаевым .

– Я для каждой истории, для каждого фильма ищу своего оператора, который сможет рассказать так, как мне нужно. Алишер очень хорошо подошёл на эту роль.

– Марту вы нашли по фото в Интернете?

– Да, её мама Марина Козлова – фотограф. Я увидел снимок и понял: это Анна, такая, как я её себе представлял. Хотя для очистки совести я провёл кастинг и посмотрел несколько сотен детей. Но никто рядом не стоял.

– И как вам с ней работалось?

– Марта, видимо, родилась актрисой. Мы с ней работали как со взрослым человеком. Она выполняла поставленную задачу, никаких поблажек на возраст не было. Проблема была только один раз, когда она пришла и сказала: или убирайте сцену, или я ухожу с проекта. Это был момент, где ей нужно было съесть помидор. Марта их ненавидит.

– У зрителей после показа разделились мнения: кто-то говорит, что Анна выживет, а кто-то – что нет. Вы можете ответить на этот вопрос?

– Мы не знаем, чего она дождётся. Финал открытый. Но для нас точкой была история с картой. Я бы сказал так: это фильм о девочке, которая победила во Второй мировой войне.

Прокат

Артём ВАСИЛЬЕВ, генеральный продюсер фильма «Война Анны» – о прокате картины:

– Мы не спешим. Не хотим пользоваться премьерой на «Кинотавре». С одной стороны, фильм заслуживает того, чтобы его увидело множество людей, с другой – в обычной форме проката он не сможет существовать. Сейчас мы придумываем нестандартный прокат. У нас ощущение, что это не летняя картина по энергетике и настроению. Полагаем, что прокат будет ближе к осени. Может, найдём форму показа в культурных центрах.

От первого лица

На пресс-конференции также присутствовала Марта Козлова. Девочка спокойно отвечала на вопросы. В частности, она рассказала, что для неё было самое сложное на съёмках.

– Тяжело было, когда пускали дым в камин, – сказала Марта. – Стало трудно дышать. Как будто его по-настоящему подожгли. А мышей и крыс я не боялась.

  • Опубликовано в №97 от 06.06.2018
  •  
    По теме
    Большая культурная программа   Центральная городская библиотека им. А. И. Герцена Ул.Чапаева,5 Тел.: 257-84-08   18:00 – «Отзвуки Серебряного века».
    Развлекательная программа для всей семьи Библиотека №6 им. К. Г. Паустовского ул.
    Развлекательная программа в «Другой библиотеке» Библиотека №40 ул. Ст.
    К 215-летию со дня рождения Н. В. Гоголя   1 апреля 1809 года родился замечательный писатель - классик русской литературы Николай Васильевич Гоголь (при рождении Яновский).
    «Старая болезнь-новая борьба» - Центр соцобслуживания населения  Неделя профилактики туберкулезной инфекции В рамках недели профилактики туберкулезной инфекции с 24 марта в отделении профилактики и социального сопровождения размещен стенд по теме.
    Центр соцобслуживания населения
    С юбилеем, «Современник»! - Администрация Каменск-Уральского 29 марта 1974 года распахнул свои двери ДК «Современник», ставший центром культурной и спортивной жизни Ленинского поселка.
    Администрация Каменск-Уральского