Янки против зомби. Павел Матяж о фильме «Оверлорд»

Фото: Павел Матяж для 66.RU Голливудский военный фильм ужасов про то, как группа американских солдат отправилась на юг Франции взрывать радиовышки, совершать диверсии и спасать крестьянок, а встретила нацистских зомби.

Долгие годы считалось, что Советский Союз и Россия обладают естественной монополией на убийство фашистов. Vae victis. Живые платили нам репарации и контрибуции, пленные строили дома и дороги, а мертвых мы поднимали из могил, наряжали в нацистскую форму и отправляли играть спарринг-партнеров для наших солдат.

Все послевоенное время Великая Отечественная была главной темой советского кино, да и сейчас в России об этом продолжают снимать предостаточно. Чтобы советские граждане, их дети и будущие поколения видели все в правильном свете и учились ненавидеть фашизм. (Мне 4 года, я в детском саду рисую Курскую дугу. В центре композиции горящая «тридцатьчетверка» и два немецких «тигра», все в крестах и клубах дыма. Ира Брежнева побежала жаловаться воспитателю: Матяж нарисовал свастику!)

«А зори здесь тихие», режиссер Станислав Ростоцкий, 1972

После падения железного занавеса выяснилось, что американцы, англичане и даже французы тоже имеют по этому поводу свою национальную гордость и соответствующее кино. Ведь это же Ромену Гари, а не Константину Симонову принадлежит знаменитое: «Нам будет очень не хватать фашистов: без них будет тяжело — не на кого сваливать свою вину».

«Спасение рядового Райана», режиссер Стивен Спилберг, 1998

Сколько эмоций, возмущения, недоумения, удивления, насмешек, зависти вызвало в свое время «Спасение рядового Райана». Ха-ха, американцы сняли кино про то, что они выиграли Вторую мировую. Ну типа чего они там могли выиграть, ведь каждому русскому человеку очевидно, что это мы выиграли, а они бабки в это время зарабатывали, присылали по ленд-лизу какие-то самолеты и танки, которые никто никогда не видел, продукты, которые никто не ел, и прочее. Хотя, прямо скажем, ни в одном советском фильме немцам не удалось перестрелять столько наших, сколько они положили американцев в открывающей «Спасение» сцене в Нормандии.

«Касабланка», режиссер Майкл Кертис, 1942

Но «Спасение рядового Райана» было лишь верхушкой гигантского айсберга, состоящего из сотен голливудских фильмов о войне, снятых в реалистической традиции, – начиная от «Песков Иво Джимы» или «Поля битвы», которые снимались в конце 40-х, до вполне современных «Тонкой красной линии» или «Перл-Харбор». А ведь были еще и такие как бы спин-оффы по отношению к большой войне типа «Касабланки» или «По ком звонит колокол», оба были сняты еще до вступления американцев в войну в 1942-м, 1943-м.

«Тонкая красная линия», режиссер Терренс Малик, 1998

Правда, в XXI веке реалистическая традиция в кино о Второй мировой ослабла. Дело было слишком давно, Германия – центр и главный экономический мотор Европы, серьезный рынок, незачем нервировать стратегических партнеров очередным «Списком Шиндлера» или «Грязной дюжиной». В Голливуде это всем, даже самым отвязным панкам-нигилистам, хорошо понятно. Но вот сами нацисты продолжают интересовать кинематографистов, но уже с другой стороны: как персонажи современных мифов и легенд, некий аналог абсолютного зла в ХХ веке. Потому что если твой противник – нечисть, оборотень, зомби, то сам ты – посланник света, борец со злом, рыцарь-джедай. Для этого существует альтернативно исторический пласт фильмов (книг, комиксов, игр) о Второй мировой.

«Человек в высоком замке», 2015

Можно сказать, что старт проекту дал американский писатель-фантаст Филип Дик в «Человеке в высоком замке», не так давно по этой книге появился сериал. Сама идея, озвученная в романе в 1962 году, для многих и сейчас чересчур радикальна, но какие-то косметические нововведения и апгрейды в альтернативную историю Второй мировой она позволяет вводить. Оторваться от учебника истории, освободить свой разум.

«Железное небо», режисер Тимо Вуоренсола

Можно, например, отправить против фашистов Капитана Америку и Чудо-женщину, если нужно снять что-то для подростков. Или как в самом веселом из альтернативно-исторических «Железном небе» отправить фашистов на Луну. Или в кино, как в «Бесславных ублюдках» Тарантино. (Даже Ньют Саламандер из вселенной о Гарри Поттере был на войне – работал с драконами, украинские сталебрюхи, Восточный фронт).

«Бесславные ублюдки», режиссер Квентин Тарантино, 2009

В «Оверлорде» подразделению американских воздушных десантников поручено уничтожить немецкую радиовышку, за день до нормандской операции в 1944-м. Это не совсем Wolfenstine, хотя и очень похоже. Вся операция занимает 90 минут глубокой такой французской ночи. Большинство американцев гибнет или попадает в плен, так и не добравшись до точки сбора, но четверым все-таки удается доползти до искомой французской деревушки с радиовышкой.

В лесу какие-то странные скелеты

На этом военная драма заканчивается, и начинается треш. Помимо радиовышки, в готической деревушке работает секретная немецкая лаборатория. Над несчастными жителями деревни и очень кстати подвернувшимися американскими вэдэвэшниками проводятся бесчеловечные и зловещие эксперименты для выведения бессмертных убер-солдат. Нацистских зомби.

А в деревушке зловещий Эурон Грейджой в роли офицера СС охотится на местных крестьянок.

Зомби-фильмы – это вообще отдельная вселенная, одной из своих граней пересекающаяся и с военным кино о Второй мировой. Тут можно вспомнить серию «Король-зомби», которая снималась в 40-е, там нацисты впервые направили свои евгенические эксперименты в зомби-направление. В шестидесятые были «Замороженные мертвецы» и «Мальчики из Бразилии» про других немецких врачей, которые бежали в Латинскую Америку и собрались там клонировать Гитлера. Грегори Пек играл там доктора Менгеле. В 83-м году Скотт Гленн, Иэн Маккеллен, Гэбриэл Бирн застряли в румынском замке в фильме Майкла Манна «Крепость». В 82-м роммелевские солдаты из фильма «Оазис зомби» восставали из песков Сахары.

«Крепость», режиссер Майкл Манн, 1983

В современном кино на этом поле сделана норвежская «Операция «Мертвый снег». Нацистские зомби там уцелели в вечной мерзлоте и оттаяли благодаря глобальному потеплению. Клевые нацистские зомби есть и у Зака Снайдера в «Запрещенном приеме», правда, все они являются плодом воображения пациентки психбольницы и коллективной галлюцинацией, вызванной у зрителей танцем этой пациентки. Ни больше ни меньше. «Мочите их, они все равно уже дохлые!»

«Запрещенный прием», режиссер Зак Снайдер, 2011

Для советского историка или ветерана КГБ это, конечно, издевательство и оскорбление… эээ не знаю, исторической памяти, видимо. Можно оскорбить память? Историческую к тому же.

Заходит Жуков в бункер Гитлера и встречает там нацистских зомби. Или бежит Бондарчук в штыковую атаку и видит перед собой нацистского зомби. Или там эти пьяные каратели из «Иди и смотри» перестали вдруг сжигать в амбаре несчастных жителей белорусской деревни, а превратились в зомби и сожрали их.

«Иди и смотри», режиссер Элем Климов, 1985

Фашисты в советских фильмах и так максимально расчеловечены. Незачем искусственно превращать их в зомби или вампиров – они и так нелюди, звери ну и так далее, что там принято говорить про них 9 мая. Поэтому в советском/российском кино такого даже представить нельзя. А уж шутить на эту тему, стебаться, снимать пародии. Вон один попробовал снять комедию про блокадный Ленинград, и что с ним стало?

Француженки в «Оверлорде» так горячи, что могут запросто сжечь кого-нибудь из огнемета.

Поэтому нет, конечно. Аудитория фильма «Оверлорд» в России – 0,0001% странных хипстеров-гиков, которым все это по приколу. А массово крутить это в гигантском зале «Атлантика» на 500 мест и рассчитывать на коммерческий успех? Точно не в этом веке. Мы слишком серьезные. Миллионы взрослых людей каждый год играют в «Бессмертный полк» и приводят с собой детей. Ну какой им «Оверлорд»?

 
По теме
зенин.jpeg - ОТВ Отделение лучевой диагностики клиники «Здоровье 365» похоже на что-то космическое: мощные аппараты, куда «въезжает» человек, на экранах мониторов – разноцветные графики, схемы, проекции, выдающие максимально достоверную информацию.
ОТВ
В 2023 году процент смертей в СМП в Свердловской области оказался ниже, чем по стране Егор СОЛОВЬЕВ Догоспитальная летальность в Свердловской области оказалась на 0,8% ниже, чем в среднем по России Фото:
КП Екатеринбург
Паруса надежды и веры в наших сердцах - GorodNS.Ru Театральная Салда начинает потихоньку привыкать, что время от времени на подмостках городского Дворца культуры происходит удивительное событие, имя которому – Премьера.
GorodNS.Ru
Маша Миронова - Рулить должна молодёжь - Газета Зареченская Ярмарка Маша Миронова - Рулить должна молодёжь Маша Миронова - Рулить должна молодёжь   Сегодня мы решили поговорить с необычной именинницей.
Газета Зареченская Ярмарка