Личное дело: искусствовед Олег Губкин – о бронзовой статуэтке Владимира Ленина

Личное дело: искусствовед Олег Губкин – о бронзовой статуэтке Владимира Ленина
Личное дело: искусствовед Олег Губкин – о бронзовой статуэтке Владимира Ленина
Личное дело: искусствовед Олег Губкин – о бронзовой статуэтке Владимира Ленина
Личное дело: искусствовед Олег Губкин – о бронзовой статуэтке Владимира Ленина
Личное дело: искусствовед Олег Губкин – о бронзовой статуэтке Владимира Ленина
Личное дело: искусствовед Олег Губкин – о бронзовой статуэтке Владимира Ленина
Личное дело: искусствовед Олег Губкин – о бронзовой статуэтке Владимира Ленина
Личное дело: искусствовед Олег Губкин – о бронзовой статуэтке Владимира Ленина
Личное дело: искусствовед Олег Губкин – о бронзовой статуэтке Владимира Ленина
Личное дело: искусствовед Олег Губкин – о бронзовой статуэтке Владимира Ленина
Личное дело: искусствовед Олег Губкин – о бронзовой статуэтке Владимира Ленина
Личное дело: искусствовед Олег Губкин – о бронзовой статуэтке Владимира Ленина
Фото: uole-museum.ru

Сегодня, 22 апреля, исполнилось 154 года со дня рождения одного из самых спорных и противоречивых, но выдающихся политиков в отечественной истории. Специально к памятной дате авторитетный екатеринбургский искусствовед Олег Губкин, в недавнем прошлом главный научный сотрудник Свердловского областного краеведческого музея Олег Губкин поделился результатами своего исследования по уточнению авторства бронзовой статуэтки Владимира Ленина из фондов музея.

Скульптор Матвей Харламов (1870–1930) – автор первого в Ленинграде памятника Владимиру Ленину перед Невским заводом (1926) – получил исключительный отзыв Центральной комиссии по увековечению памяти В. И. Ленина при ВЦИК РСФСР. Комиссия отметила фигуру Ленина работы Харламова как «первую удавшуюся попытку разрешения проблемы увековечения памяти вождя, в плане монументального изображения». Работы Харламова по созданию ряда памятников Ленину и множеству его портретных бюстов были многократно отмечены премиями.

Скульптор дважды лично видел вождя: на митинге в 1917 года и похоронах Елизарова в 1919 году. В личном архиве скульптора были три фотографии Ленина, которые и стали, по мнению учёных, основой для скульптурных портретов. Более того, в день смерти Владимира Ильича Матвей Харламов выезжал в Москву. Там, стоя у гроба Ленина, он лепил его посмертный портрет. В 1920-е годы канон «новых веяний» скульптуры еще не совсем сложился, и памятники изображали «живого вождя».

После появления в продаже бюстов В. И. Ленина по моделям скульптора Харламова, изготовленных неизвестными лицами из недоброкачественных материалов, искажающих облик вождя, комиссия по увековечению памяти Ленина при Ленинградском Губисполкоме объявила исключительным правом изготовления и распространения бюстов Комиссии Производственного Бюро при Ленинградской Академии Художеств.

«Настоящим комиссия предупреждает владельцев предприятий, торгующих указанными бюстами … об уголовной ответственности…» (см.: «Вестник Ленинградского Совета» № 99 (378) от 13.12.1924 г. (РНБ)

По постановлению ЦИК от 27 июня 1924 года, чтобы иметь памятник Ленину, необходимо было его заказывать у скульпторов, которые удостоились чести создать образ вождя:  Георгия Алексеева, Николая Андреева, Василия Козлова, Бориса Королева, Матвея Манизера, Исаака Менделевича, Сергея Меркулова, Матвея Харламова и Ивана Шадра.

Каслинский заводской скульптор Константин Александрович Клодт в этот список не входил, так же как и кусинский скульптор Федор Осипович Васенин, который в 1920 году по заказу Кусинского ревкома и по предоставленным ему фотографическим изображениям вождей мирового пролетариата вылепил модели рельефных профильных портретов Карла Маркса и Владимира Ленина, а в 1921-м создал рельефный профильный портрет Фридриха Энгельса. Но при жизни (Федор Васенин скончался в 1923 году) отлить в чугуне эти модели он не успел. А с выходом Постановления ЦИК от 27 июня 1924 года, утвердившего узкий круг скульпторов, которые удостоились чести создавать образ вождя (список приведен выше), отливка моделей работы местного скульптора стала и вовсе невозможной. Лишь в начале 1930-х годов три чугунных рельефа отлили в чугуне по моделям Васенина, случайно обнаруженным в скульптурной мастерской Златоустовского индустриального техникума, их отливки смонтировали на прямоугольных белых мраморных досках Медведевского мраморного завода (Златоуст). Эта серия из трех барельефов профильных портретов Владимира Ленина, Карла Маркса, Фридриха Энгельса (из фондов Златоустовского краеведческого музея) экспонировалась в 2016 году в Москве на выставке Московского государственного объединенного музея-заповедника «Искусство, рожденное огнем». Все три рельефа опубликованы в каталоге выставки (см. кат. № № 1318, 1320, 1319).

«С выходом Постановления ЦИК от 27 июня 1924 года, в котором воспрещалось изображать В. И. Ленина без специального разрешения, образ Ленина стал государственной монополией. Вызвано это было якобы тем, что появилась масса скульптурных портретов покойного вождя, зачастую искажающих его образ, то есть, по мнению властей, антихудожественных произведений. Это ограничение весьма болезненно сказалось на провинциальных художниках, горящих желанием выразить свое личное понимание образа революционного гения и через него осмыслить перемены последних лет. По сути, сделан был первый шаг по ограничению творческой свободы художников, стремящихся участвовать в социалистическом строительстве. Центр напомнил провинции, кто должен определять художественную политику. Теперь, чтобы иметь памятник Ленину, необходимо было заказывать скульптуру в центре. Лишь немногие столичные скульпторы удостоились чести создать образ вождя. … От них требовали в первую очередь документально-конкретного изображения, основанного на фотографиях и кинохронике. Исходя из этого, Комиссия по увековечению памяти В. И. Ленина рекомендовала для массового распространения бюст работы Матвея Харламова (отливки с модели Харламова установлены в Миассе и Троицке). Провинциальным скульпторам оставалось довольствоваться работой над постаментом и в нем выражать все свои мысли и чувства по поводу гения революции и его заветов». (см.: Алексеев Е. П. Провинциальный монументализм: первые памятники В. И. Ленину на Урале в 1924–1926 гг. / Е. П. Алексеев // Известия Уральского государственного университета. – 2005. – № 35. – С. 142–161).

Необходимо отметить, что на Кусинском заводе отливали исключительно статуэтку Владимира Ленина по присланной из Москвы оригинальной модели работы Матвея Харламова. Фигура вождя в рост на невысоком круглом двухъярусном постаменте.

На Каслинском заводе также отливали подобную статуэтку. Модель к отливке лепил заводской скульптор Константин Клодт (внук прославленного русского скульптора Петра Карловича Клодта) – он вылепил фигуру вождя, установленную на плоский плинт. Этим каслинская отливка отличалась от кусинской, то есть каслинский скульптор не видел московскую модель Харламова на круглой подставке и самостоятельно вылепил по фотографии фигуру вождя на плоском плинте, на котором поставил пояснительную надпись: «В. И. Ленин». Голова Ленина повернута влево от зрителя, а правая рука не полностью убрана в карман брюк (видны три пальца), ступни ног стоят параллельно друг другу.

У кусинской модели скульптуры Ленина – поворот головы вождя в правую сторону, правая рука полностью убрана в карман брюк. У кусинской отливки левая нога Ленина (правая от нас) выставлена вперед. Выражение и мимика лица портретируемого совершенно разные.

Есть разница и в клеймах. На каслинской отливке на обороте плинта в металле рельефная надпись: «Делал 19.XI.1928 В. Шангин» и рядом поставлено заводское клеймо с надписью в три строки в фигурной трапециевидной рамке: «КАСЛ. ЗАВ / *НА УРАЛЕ* / ТРЕСТ ГОРМЕТ»; рядом поставлено табельное клеймо формовщика «192» в рамке (фамилия не установлена).

Отливки 1920-х годов с ранними клеймами найти не удалось, но на поздней кусинской отливке статуэтки «В. И. Ленин» на оборотной стороне, по борту постамента поставлен комплекс заводских клейм: «фирменное тавро «К» в фигурной рамке с приподнятым левым углом», год отливки – «1969» на прямоугольной плашке, и табельный номер формовщика «80» на прямоугольной плашке (фамилия не установлена).

Суммируя все отличия между кусинской и каслинской моделями статуэток Владимира Ленина 1920-х годов, становится очевидно, что это работы совершенно разных авторов: московского ваятеля Матвея Харламова и каслинского скульптора Константина Клодта.

Новости соседних регионов по теме:

Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить! Этот лозунг не теряет актуальности и дошел до наших дней.
18:31 24.04.2024 КПРФ - Подмосковье
22 апреля по всему миру праздновали 154-ю годовщину рождения основателя первого в мире социалистического государства В.И.
11:18 24.04.2024 КПРФ - Киров
22 апреля в День рождения Владимира Ильича Ленина на центральной площади города Родники коммунисты возложили цветы к обновлённому памятнику Вождя мирового пролетариата.
00:32 24.04.2024 КПРФ - Иваново
22 апреля, в ознаменование 154-й годовщины со Дня рождения Владимира Ильича Ленина, коммунисты Приволжского районного отделения КПРФ возложили цветы к памятнику Вождю мирового пролетариата.
23:22 23.04.2024 КПРФ - Иваново
В День рождения В.И. Ленина коммунисты Зеленчукского района Карачаево-Черкесии возложили венки к памятникам вождю мирового пролетариата в станицах Зеленчукская, Кардоникская и Сторожевая.
16:33 23.04.2024 КПРФ - Черкесск
Музей Ленина окончательно закроет свои двери вечером 3 ноября — это будет последний день работы выставки.
11:10 23.04.2024 Фонтанка - Санкт-Петербург
Коммунисты и комсомольцы Жуковского отметили 154 годовщину со дня рождения Владимира Ильича Ленина возложением цветов к закладному камню памятника вождю мирового Пролетариата.
10:24 23.04.2024 КПРФ - Подмосковье
 
По теме
23 мая в Качканаре прошла приёмка детских оздоровительных лагерей. Приёмная комиссия побывала в лагерях дневного пребывания, которые откроются на базе школ и учреждений дополнительного образования.
Газета Качканарский рабочий
В гостях  у прошлого - Газета Сельская новь Автор: Наталья Стихина Год семьи и приближающаяся знаменательная дата – 140-летие поселка переплелись в программе «Край, где начинается Родина»,
Газета Сельская новь