Герман БЕЛЕНЬКИЙ: «Патриотизм воспитывался исподволь»

Герман БЕЛЕНЬКИЙ: «Патриотизм воспитывался исподволь» - http://ur-ra.ru/
Фото: ur-ra.ru

- Смотришь «Призрак оперы»? - спрашивает меня Герман. – Ой, это конец света, ужас!.. Я признаюсь, что посматриваю упомянутую передачу краем глаза, «чисто из-за музыки». – Нравится опера – смотри на «Культуре» программу «Большая опера», там настоящая музыка, а это позорище просто, - возмущается Беленький. – Есть целая плеяда молодых российских оперных певцов, которых мы не знаем, - продолжает он, - причем эти люди ничуть не хуже известной многим Анны Нетребко.

Он знает, о чем говорит, вот уже 40 лет Герман Аронович Беленький делает легендарный конкурс «Юность комсомольская моя», открывая молодые таланты. Впрочем, памятные многим программы СГТРК «Все любят цирк», «Голубой огонек», «Эти глаза напротив» и пр. – тоже его рук дело. Музыкальную обстановку в стране он знает, что называется, изнутри.

Прошу его рассказать, как же начинался конкурс с таким звонким, чисто советским названием.

- Тогда была очень популярная программа по ЦТ – «Алло, мы ищем таланты!» – Говорит Беленький. - В 1971-м они под предводительством Саши Маслякова поехали по городам, искать новые голоса. От каждого города требовалось по одному солисту и ансамблю. От Свердловской области мы выбрали Валентина Василевского и квартет из Пединститута «Игоринки». Наши ребята попали в финал, мы ездили в столицу болеть за них. Все закончилось, а я подумал, сколько же прекрасных ребят в результате осталось за бортом! Подумал и пошел в обком комсомола с предложением проводить подобный конкурс своими силами. Идея понравилась, и вскоре появился наш фестиваль советской песни «Юность комсомольская моя». Первый отборочный тур проходил в Североуральске, затем в других городах. Победители съезжались на финал. Все как-то быстро закрутилось и пошло-поехало. Конкурс сразу занял свое место и в эфире телевидения. Так что конкурс вполне можно назвать детищем комсомола и ТВ.

- Не было такого, что вот комсомол, все спускается сверху?

- Никто не спускал сверху, не было обязаловки, что, мол, песни должны быть непременно о комсомоле. Был свободный выбор. Ребята песни выбирали сами, по душе. Конкурс всегда был очень честным. Наше «поющее» жюри судило не за количество патриотических строк в песне, а за талант, музыкальность, душевность исполнения. Председателем жюри почти всегда была талантливейший композитор Александра Николаевна Пахмутова. И у некоторых конкурсантов, конечно, возникал соблазн исполнить ее песню, дабы немножко подластиться. Но Пахмутова человек очень строгий, кому-то, несмотря на это, могла дать настоящий «отлуп». И наоборот, талантливые люди никогда не оставались незамеченными.

- Получается, и вы, и конкурсанты были совершенно свободны в творчестве?

- Были некоторые «несвободные» моменты. Тогда, например, появилась мода носить длинные волосы, а нам категорически запретили все это «пропагандировать». Помню, записывали мы передачу с Юрием Антоновым и ансамблем «Магистраль». Идет трактовая репетиция, руководство смотрит по контрольным мониторам и ужасается длиннющим волосам исполнителя. Режиссеру приходилось крутиться, выбирать ракурсы, чтобы все было в ажуре. С нашими же ребятами вообще ситуация была смешная. В каждом городе, куда мы приезжали, рано утром открывалась парикмахерская, и вся мужская половина участников – хочешь, не хочешь, - шла туда стройными рядами. Выступать-то хотелось! Некоторые подстригались со слезами на глазах. Самые хитрые вскоре придумали закалывать, прибирать волосы. Еще участников просили надеть комсомольский значок. На ребятах он смотрелся нормально, а на девушках в длинных вечерних платьях порой весьма забавно.

- Случались еще курьезные моменты?

- У нас однажды была съемка в Патрушах. Приехала семейная пара из под Новой Ляли, их отправляли на конкурс всем селом. Муж аккомпанировал на баяне, жена, в платье, в котором наверняка выходила замуж, исполняла песню из репертуара Анны Герман - о хрупкой первой любви. Все бы ничего, да девушка была с основательным животиком, где-то на восьмом месяце беременности. Такая была тяга к творчеству, такое время.

- Вы помните самых знаменитых конкурсантов, Малинина, Топоркова? Было ли сразу очевидно, что им дорога на профессиональную сцену?

- Большинство из наших конкурсантов не стремились уйти на профессиональную сцену. А те, кто хотел, как правило, этого добивались. Малинин выступал в 1978-м с песней Пахмутовой «Шумят хлеба». Потом он уехал, и мы увидели его уже получающим Гран При в Юрмале. Валера Топорков поступил в училище и ушел на профессиональную сцену. Профессионалом стал Коля Капленко, нынче заслуженный артист России в театре Музкомедии. Небезызвестная Ольга Арефьева из группы «Ковчег» - лауреат нашего конкурса. Прекрасный тенор из Новоуральска Витя Афанасьев закончил нашу консерваторию, живет в Австрии, поет на лучших оперных сценах Европы. Он один из лучших теноров мира. Как-то приезжал сюда, уже с акцентом рассказал, что меня они звали «Беленький, который черненький». На конкурсе Витя пел «Яростный стройотряд» Пахмутовой. Все ребята, принимавшие участие в нашем конкурсе, состоялись в жизни.

- Где и кем работают те, кто не стал артистами?

- Многие, что любопытно, работают начальниками отделов культуры в области. Толя Кузнецов в Алапаевске, Леша Савин в Ирбите. Виктор Федорович Басаргин - министр регионального развития РФ. Лауреатом нашего конкурса он стал, живя и работая в Асбесте. У них был ансамбль «Краски» и пели они песню Добрынина «Кто тебе сказал». Отборочный тур тогда шел до 2-3-х ночи, никто и не думал уходить.
В конкурсе принимали участие и студенты, и рабочие. В Тагиле была токарь Ольга Седова, талантливая, красивая девушка. Без них с Витей Фастом не обходилась потом ни одна программа «Шире круг» на ЦТ. Пели и в «Голубых огоньках». Так и объявляли: «Поет токарь Ольга Седова». Или выступала высокая, хрупкая блондинка Любовь Овчинникова из Серова. Она была кузнецом! Это производило серьезное впечатление.

Вот сейчас говорят об утерянных ценностях. Мол, надо воспитывать патриотизм, повышать престиж рабочей профессии. Принимаются разные решения. А у нас во время эфиров конкурса «Юность комсомольская моя» пустели улицы, люди сидели у экранов телевизоров, слушали замечательные песни, патриотизм воспитывался исподволь. Сейчас на экранах в основном олигархи, бизнесмены и проститутки. А давно ли ты видела на экране сюжет о сталеварах? Близко ничего такого нет!

- Т.е. ударились из одной крайности в другую.

- Не было и раньше одних сталеваров. Этому уделялось, конечно, большое внимание, но без фанатизма. Наши секретари горкома партии – пацаны, мальчишки по сравнению с нынешними чиновниками! У них были служебная черная волга, служебная дача. Жене 7 ноября и 1 мая в директорском кабинете магазина давали палку колбасы, красной икры и шпроты. Это детский лепет по сравнению с тем, что делается сейчас.

- Ваша команда работала все эти годы почти в неизменном составе?

- Телевидение – дело коллективное. Не могу не назвать Аллу Лапину, Валю Василевского, Михаила Прохорова, всем нам было присвоено звание лауреатов премии Свердловского обкома комсомола. Чем, равно как и знаком ЦК комсомола, я очень горжусь. Мы делали свое дело, и делали его честно. Да и дело было нужное. С первого дня конкурса с нами работал замечательный звукорежиссер Ефим Орух, операторы Володя Занин, Витя Нартов, Виктор Вернигор. Первой ведущей конкурса была диктор нашего ТВ Галя Кудреватых, потом пришли Ирина Никонова и Володя Березин. Всеми любима наш режиссер Елена Васильева, выпускница ЛГИТМиКа, она привнесла в конкурс новую струю, свою «изюминку». Она же, кстати, снимала и телеспектакли, и «голубые огоньки», и программы о цирке. К большому огорчению, от нашего родного свердловского телевидения нынче почти ничего не осталось. А тогда мы славились блистательным художественным вещанием, входили в пятерку лучших по стране. Нашу программу «Все любят цирк» 10 лет показывали по 1 каналу в прайм-тайм, мы снимали цирковые фестивали в Монте-Карло, причем это были прямые трансляции.  Меня очень умиляют сейчас значки «прямой эфир», горделиво светящиеся на экранах. Мы по-другому просто не работали! Жаль, что теперь на телевидении всего этого просто не осталось. Новости, увы, совсем другой жанр. Так что команда у нас была отличная. Да и любимое дело жить помогает.

- Конкурс «Песня не знает границ» - продолжение «юности комсомольской»?

- Наш новый конкурс «Песня не знает границ» идет уже 9 лет, и во многом унаследовал традиции «Юности». Нынче расширилась наша география, теперь конкурс охватывает весь УрФО. Принцип мы оставили тот же самый, по областям проходят отборочные туры, затем финалы в городах УрФО. У истоков по-прежнему Александра Николаевна Пахмутова, Александр Добронравов, Виктор Федорович Басаргин.

- Чем, по-вашему, отличалась юность комсомольская, от нынешней, некомсомольской?

- Ушла какая-то духовность. Выхожу утром с собакой, вижу, как ребята идут на учебу в колледж. Летом у каждого в руках бутылка пива и сигарета. Скажут, мелочь, но это не так. Все же комсомол и конкурс воспитывали, все были при деле. Случались и перегибы, но основа была отличная. Ребята бесплатно занимались во Дворцах пионеров, на технических станциях, ходили в секции. Помню, не обладая баскетбольным ростом, мы регулярно играли в баскетбол в 9-й школе. Сейчас секции платные, заняться ребятам нечем. На тот же конкурс ребята искали песни, штудировали классику.

- Как будет праздноваться 40-летие конкурса?

- 29 октября по традиции во Дворце молодежи соберутся лауреаты конкурса разных лет, начиная с 1971-го. Саша Макарова из Карпинска, ансамбль «Эридан» из Артемовска. Обо  всех можно говорить много, пели они потрясающе. Причем ни «звездами», ни «золотыми», «серебряными» голосами тогда никто никого не называл. Никто не пел под фонограмму! У нас пройдет музыкальный парад лауреатов, мы вспомним тех, кого уже нет. Таких, как Витя Ханин из Артемовска, Валентин Иванов, Стас Вавилов. Не будучи профессионалами, эти люди пели потрясающе. «Фабрика звезд» отдыхает… Теперь у нас поют дети тех участников. Основу составит творческий вечер народного артиста России композитора Олега Иванова. Выступят заслуженный артист России Юрий Шиврин, лауреат конкурса Валерий Топорков, джаз-хор детской филармонии, ансамбль танца «Улыбка». Конечно, мы послали приглашения Виктору Басаргину, Алексею Горбушину. Нас поддержало руководство города, оргкомитет возглавил Михаил Матвеев. Все эти люди – родом из комсомола, благодаря которому мы дружим уже много-много лет. 

- Что дальше? Вы и теперь отслеживаете судьбы своих конкурсантов?

- На следующий год конкурсу «Песня не знает границ» - 10 лет. Надеемся, что приедут Пахмутова с Добронравовым, «Оркестр XXI века» под управлением народного артиста РФ Павла Овсянникова. Мы следим за нашими ребятами, не теряем их из виду. Они очень востребованы в своих городах. Когда меня приглашают быть режиссером больших мероприятий, наряду со знаменитостями, я всегда стараюсь занять наших бывших конкурсантов. Финалы и концерты по-прежнему превращаются у нас в праздники. Ведь  пробиться в Москве сейчас невероятно трудно. Наш конкурс – некоммерческий, добывать деньги на него нелегко. Но это - реальная возможность реализации для творческих людей. И потом у нас, как всегда, поют от души, от сердца.

- Патриотических песен теперь не требуется?

- В Положении по-прежнему записано: одна песня по выбору, вторая – из песенной классики и третья - песня гражданского звучания. Любопытно, что многие поначалу не могут понять, что это значит. Начинаешь объяснять, что песней гражданского звучания вполне может быть лирическая песня о любви или об осени. Все песни Валентины Толкуновой были песнями гражданского звучания! И вот наши ребята открывают для себя настоящую песенную классику – Пахмутову, Дунаевского, Фрадкина, Колмановского, Френкеля. Многие эти фамилии слышат впервые! Сейчас и на профессиональной эстраде чувствуется тяга к этой классике, к настоящему искусству. Ведь именно эти песни всегда пелись за столом, в компании, у костра. Молодости не бывает без песни. Хотя то, что происходит сейчас на нашей эстраде, ужасно. Никогда не было столько безголосых, фанерных певцов. Да и с песнями, как сказал композитор Дашкевич, у нас в стране сейчас «песенный чернобыль».

- И все же кто-то из современных исполнителей вам нравится?

- Валя Толкунова, Лещенко, Кобзон, Леонтьев, Гвердцители. Люблю Игоря Демарина, одного из самых талантливейших музыкантов и композиторов. Потрясающие мелодии, потрясающий голос. Но его нет на экране! Во главе угла повсюду стоят деньги! Редко увидишь Юрия Шиврина, Феликса Царикати. Подрастает певица Мари Карне, ее разыскала Пахмутова. Посмотрим, как сложится судьба у этой девушки. Плохо, что нынешние молодые воспитываются на «Фабрике звезд» и прочей шелупони. Вокруг царит безвкусица, профессионалов мало не только на ТВ, но и везде. Повторюсь, у нас такой театральный город, а по местному ТВ – почти одни новости. Хорошо, в этом году по ОТВ показали финал нашего конкурса в Салехарде. У ребят есть потребность в выходе!

- Так есть радость в жизни?

- С молодыми вообще работать рядышком так здорово! Я получаю огромную радость от встречи с этими ребятами, счастлив, что могу дать им возможность показать себя. Всегда безумно тяжело, когда нужно назвать победителя.

- Что еще сейчас вас волнует?

- Я  доволен, что сделал памятники маме и папе. Пока получилось только маме. И мужик с кладбища, Гиви, сказал: – Ну, ничего, матушке сделал, на следующий год сделаешь отцу. Так что все потихоньку. Гонорары не всегда выплачиваются вовремя. Но свое дело я обожаю, надеюсь, все продолжится, все пройдет в лучшем виде.

 

  Юлия ГОЛЬДЕНБЕРГ
Фото Дарьи АЛЕКСЕЕВОЙ



Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
 
По теме
Прокуратура Свердловской области утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении ранее судимой жительницы г. Верхний Тагил, 1982 г.р.
Попытка сбыть фальшивую купюру, образует состав преступления, предусмотренного статьей 186 УК Российской Федерации и грозит наказанием до 15 лет лишения свободы.
Беспилотники помогают обеспечивать пожарную безопасность свердловских садовых товариществ - ГУ МЧС Свердловской области Последние тёплые дни сентября – жаркая пора для садоводов. Необходимо подготовить приусадебные участки к зимовке, убрать мусор и сухую растительность.
ГУ МЧС Свердловской области
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Газета Диалог Фото Ольги Ковтун Полевчанка Татьяна Жаркова не только бережно хранит традиции народа мари, но и вносит свой вклад в развитие национальной культуры.
Газета Диалог