Илья Марков: «Мисс Екатеринбург» это боль больная»

В сентябре Илья Марков сменил на посту Татьяну Ярошевскую, которая отработала в мэрии 15 лет - e1.Ru
Илья Марков: «Мисс Екатеринбург» это боль больная» - e1.Ru
Илья Марков уложил в семь тезисов то, как по его мнению должна развиваться культура в Екатеринбурге - e1.Ru
У Маркова уже есть вопросы к некоторым подчинённым  - e1.Ru
Илья Марков: «Мисс Екатеринбург» это боль больная» - e1.Ru
Марков пообещал, что День города начнут отмечать по-новому - e1.Ru
Илья Марков: «Мисс Екатеринбург» это боль больная» - e1.Ru
Илья Марков: «Мисс Екатеринбург» это боль больная» - e1.Ru
Илья Марков: «Мисс Екатеринбург» это боль больная» - e1.Ru
Фото: static.ngs.ru
Первое интервью нового начальника управления культуры Екатеринбурга В сентябре Илья Марков сменил на посту Татьяну Ярошевскую, которая отработала в мэрии 15 лет

Бывший руководитель «Дирекции городских праздничных мероприятий» Илья Марков в сентябре получил назначение на пост начальника управления культуры Екатеринбурга, а накануне у него был первый рабочий день на новом месте. В первом интервью он рассказал, что попытается «подружить» независимых творческих деятелей, инвесторов и власть. Также ему предстоит перенести ледовый городок с площади 1905 года, изменить конкурс «Мисс Екатеринбург» и День города. 


— Когда вы получили предложение возглавить управление культуры?


— Официальное предложение я получил в начале сентября. Вышла забавная история. Мы давно не отдыхали всей семьей, потому что год назад у меня родилась вторая дочка. Приехали на отдых и сидели на балконе отеля, когда раздался звонок: «Надо лететь, есть серьезный разговор». Буквально через пару дней я был в городе, тогда и состоялся первый разговор с Александром Геннадьевичем Высокинским. К тому моменту мне позвонила Татьяна Львовна Ярошевская (экс-глава управления культуры Екатеринбурга. — Прим. ред. ) и сказала, что она видит своим преемником меня. Это было очень приятно слышать.




Александр Геннадьевич просил меня подготовить свое видение сферы культуры. Мы договорились, что я подготовлю это за неделю, но фактически сделал это за полчаса, в нескольких тезисах — это хороший знак. Мне кажется, здесь правильно сформулированы подходы.


Не могу сказать, что я вприпрыжку бежал к этому назначению, потому что я такой человек, всегда очень переживаю. Я ответственный, мне очень хочется не ударить в грязь лицом. И я всегда сомневаюсь в своих силах, начиная со школы. Хоть я и был круглый отличник, но мне всегда казалось, что я немного недорабатываю.


7 тезисов Ильи Маркова:


  1. Екатеринбург — единое культурное пространство и люди в нем. Мы должны гордиться теми людьми, которые здесь живут, в том числе в сфере культуры, они делают уникальные продукты. Наша задача — подружить государственную систему и свободный бизнес. Мы должны помогать людям, которые сами что-то делают.
  2. Развитие институций «у дома». Будем поддерживать не только крупные учреждения и проекты, но и маленькие, которые помогают людям развиваться личностно.
  3. Культура как сфера инвестиций. Инвесторы, политики, грантодатели должны понимать, зачем инвестируют в тот или иной проект. Наша прямая обязанность: доказать, что культура — сфера инвестиций, причем не только финансовых, но инвестиций в стиль жизни. Lifestyle — это часть конкуренции между городами-миллионниками. Екатеринбург — открытый и очень самостоятельный. Мне бы очень хотелось, чтобы это развивалось.
  4. Непрерывная система подготовки кадров. У нас есть школы искусств, вуз, сложилась самодостаточная система, которая восполняет необходимые кадры. Глобального кадрового дефицита в сфере культуры не наблюдается. Надо понимать, что если мы убираем какое-то звено этой системы, то заменить его будет тяжело.
  5. Творческая конкуренция. Не должно быть конкуренции отдельно среди муниципальных учреждений или только среди государственных. Должны быть какие-то общие критерии. Человеку, который ходит в театр, все равно: частный он или государственный. Ему нравятся или не нравятся сервис, репертуар, ценообразование.
  6. Культура для всех. Это про доступные цены и про инклюзию. Люди с ограниченными возможностями должны быть включены в сферу искусства и как зрители, и как участники.
  7. Екатеринбург достоин лучшего. Если мы что-то делаем, то делаем это лучше всех, и это единственно возможное стремление.


Илья Марков уложил в семь тезисов то, как по его мнению должна развиваться культура в Екатеринбурге


— Для чего нужны инвестиции в первую очередь?


— Пилотным проектом должен стать ЦПКиО. По разным причинам его реконструкция была на паузе. Но буквально завтра (8 октября. — Прим. ред .) я буду участвовать в обсуждении этого проекта. Нам надо определить «дорожную карту»: что мы делаем сначала, что — потом. Сейчас есть красиво нарисованные проекты, понимание, в каком направлении мы движемся. Стратегия — это очень важно, но мне нужно понимать, что мы делаем послезавтра, через неделю. Думаю, что до конца октября мы должны уже совершить первые действия непосредственно на территории парка.


Что касается глобальных инвестпроектов, то мы дорабатываем инвестиционные портфели. Тут мы будем действовать от общего к частному. Нам важно продемонстрировать, как влияет сфера культуры на экономическую модель. Таких исследований очень мало. Звучит смешно, но британские ученые подсчитали, что культура и экономика тесно связаны. Организаторы «Ночи музыки» в этом году заказывали большое исследование: я познакомился с его результатами, оно показывает, как генерируют денежные и смысловые потоки тот или иной проект.


— Судя по тезису о системе подготовки кадров, я понимаю, что серьезных кадровых перестановок не будет, так?


— Не совсем. Тут у меня логика банальная для любого руководителя: кто будет хорошо работать — останется. Но это не означает, что те, кто трудился в сфере культуры раньше, гарантированно сохранят свои места. Они будут работать, если результаты их деятельности будут меня устраивать.


— У вас есть список кандидатов на расставание?


— Не хочу никого шокировать такими заявлениями. Конкретных кандидатов, конечно, называть не буду, но у меня есть вопросы к определенным учреждениям, руководителям. Мы пересмотрим систему оценки качества работы руководителей. На сегодня она, на мой взгляд, несовершенна. Мне хочется ее чуть-чуть модернизировать, чтобы оценка эффективности была максимально приближена к реальности. И таким образом мы будем менять систему мотивации руководителей.


У Маркова уже есть вопросы к некоторым подчинённым 


— В шестом тезисе вы говорите о необходимости приобщать к культуре людей с ограниченными возможностями, расскажите подробнее об этом.


— В каждом учреждении культуры должны быть проекты для таких людей. Не просто концерты в детских домах или для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и вовлечение. Для таких людей, как я понимаю, самое важное — быть частью общества наравне со всем. Им даже немного обидно, когда концерты только для них. Это немного не то, им хочется быть наравне со всеми зрителями и даже актерами: участвовать в спектаклях. И такие успешные кейсы есть, когда дети с ограниченными возможностями здоровья что-то играют на одной сцене с другими детьми.


Плюс новые практики, например — перевод спектаклей, тифлокомментирование для незрячих людей. Они смотрят спектакль, слышат, что происходит на сцене, а еще им рассказывают, как одеты герои, что они делают. Такие практики мы будем поддерживать.


В ЦК «Урал» 2 ноября выйдет спектакль с тифлокомментированием. Постановка «Тим Талер, или Проданный смех» про мальчика, который отдал свой смех за суперспособность выигрывать любой спор.


— Незадолго до вашего назначения у прокуратуры появились вопросы к Музею истории Екатеринбурга. Какую позицию в этом деле занимаете вы и насколько успели изучить ситуацию?


— То, что Сергей Каменский делает со своей командой, — очень здорово и круто. Не только на бумаге — они делают реальные дела. Мы тысячу раз дискутировали насчет трехсотлетия города, у него тысячи идей. Может быть, не все они доходят до реализации, но такой «горшочек» нужен.


Что касается правовых нюансов, то в них я еще не успел погрузиться: передавал дела, и сегодня у меня первый рабочий день на новом месте.


Уверен, что жалоба на него — обычная рядовая инициатива по принципу «слышал звон, да не знает, где он». Это не из ряда вон выходящая ситуация, полуанонимные сообщения с просьбой проверить ту или иную деятельность приходят часто.


Ознакомившись с обращением из правоохранительных органов, я не увидел конкретных претензий. Например, сказано, что он ездит в командировки. Что ему — не ездить? Что именно не нравится? Также и с остальными вопросами, все очень неконкретно.


Поэтому если есть конкретные претензии, или вы знаете о каком-то факте — обращайтесь, чтобы мы проводили проверку. Это отнимает много времени: приходится много писать, прикладывать много документов — и это ничем не заканчивается. Я больше чем уверен, что мы напишем, пройдет всесторонняя проверка — и все.



— Фестиваль «Стенограффия». После истории этого года с Покрасом Лампасом будут ли какие-то изменения в работе фестиваля?


— Коммуникация и еще раз коммуникация. Сегодня на планерке я говорил об этом коллегам. Убежден, что надо друг с другом разговаривать, переспрашивать, постоянно думать, кого еще не вовлекли в разговор. Лучше человек услышит пять раз, чем возникнет такая ситуация. Что касается самой «Стенограффии» — это один из флагманских проектов. То, что делают ребята, — просто здорово. Этот опыт перенимают разные города, например маленькие северные города и так далее. Во вторник после обеда мы встретимся с Евгением Фатеевым и обсудим разные идеи и предложения.


— Про День города часто говорят: каждый год одно и то же, горожан уже ничем не удивить. Лет 10 назад слышал шутку, что настоящий екатеринбуржец в День города уезжает из Екатеринбурга. Как будет меняться День города?


— Однозначно будет. Это моя епархия, и я на первом этапе в новой должности сохраню за собой право определения курса. Автор этой шутки, думаю, сегодня уже так не скажет. Отрадно, что креативное сообщество нашего города изменилось. Если раньше я слышал только критику, то сейчас ее гораздо меньше, говорят даже: все плохо, но вот это, в принципе, прикольно. В этом году таким кейсом стала «Картония», про которую все написали.


Понятно, что есть разные нюансы, например, я пытаюсь изменить какой-то проект и куратору проекта не могу объяснить, что он уже не актуален. Может быть, иногда мне не хватало смелости или каких-то рычагов. Сейчас этих рычагов у меня чуть больше, чтобы объяснить, что в таком виде этот проект существовать уже не может.


Марков пообещал, что День города начнут отмечать по-новому


— Что устарело?


— Мне бы не хотелось переходить на конкретику, потому что художника легко обидеть. Еще 10 лет назад я говорил: очень тяжело измерить, сколько стоит улыбка. Например, мы говорим, что концерт силами городских ДК на главной площади города — не круто. Но в этот день 5000 детей стали гораздо счастливее. На них пришли посмотреть бабушки, они будут 20 лет рассказывать всем, что выступали перед Филиппом Киркоровым на главной сцене, они весь год ходили на репетиции в дождь и в снег по субботам и воскресеньям, чтобы показать этот номер. Эта сторона вопроса очень важна. Да, с точки зрения художественных смыслов нам интереснее послушать великий оркестр, уличную постановку оперы или что-то еще. Зачем нам на наших детей из ДК по восемь раз смотреть? Ну а если взглянуть с другой стороны?


Художников, к которым у меня есть вопросы, я стараюсь убеждать, что надо показывать их проекты более кулуарно, не в День города, а накануне или за неделю до него. С сохранением финансирования, потому что для них это основное. Так получается, что только в рамках больших проектов мы можем финансировать небольшие начинания, потому что в сфере культуры других юридических механизмов для этого нет.


А непосредственно в День города мы будем двигаться в сторону таких форматов, как в этом году. Ну и прежде чем говорить, что все плохо, — сходите сами на праздник. Часто мне говорят так те, кто сам не был. «Пастернака не читал, но осуждаю» — давайте не будем так рассуждать.


— Надо ли что-то делать с конкурсом «Мисс Екатеринбург»?


— «Мисс Екатеринбург» — боль больная. Мы точно сохраним этот проект за муниципалитетом, хотя большинство подобных конкурсов частные. Интерес к конкурсу есть. Не могу сказать, что он устарел, но формат финального шоу хотелось бы сильно поменять. Но все упирается в ресурсы. Переехать на другую площадку? Может быть, но это потребует дополнительных средств из бюджета либо надо пересматривать взаимоотношения со спонсорами.


Как жителю Екатеринбурга мне бы не хотелось, чтобы этот конкурс исчез. Наши участницы, как правило, в десятке на «Мисс Россия», занимают призовые места.


Сама «конфетка», в принципе, хорошая. Я вижу девушек в «Урале» каждый день и понимаю, что с момента кастинга до финального шоу люди меняются. Это тоже одна из главных миссий сферы культуры, она должна изменить человека. Участницы становятся лучше.


А вот «обертку» конкурса, не только финальное шоу, но и подачу, пиар, еще что-то — можно изменить.



— Сфера культуры в Екатеринбурге сегодня достаточно профинансирована?


— Это вопрос эффективности расходования бюджетных средств. Бюджет управления культуры — 1,8 миллиарда рублей в год. Давно не смотрел данные по другим городам-миллионникам, но полагаю, что это немало. Мне хочется выработать такие механизмы, чтобы мы не рассматривали финансирование сферы культуры в процентах от общего бюджета города. Вот сфера культуры, нате вам 2 процента! Много это, мало? Никто не знает.


Мне всегда было интересно, что произойдет, если мы не будем финансировать сферу культуры. Умрем мы или нет? Глобально так делать в ближайшее время, конечно, не будем, но это стало бы лакмусовой бумажкой — что людям на самом деле нужно. Я считаю, что большая часть сохранится. Но так делать нельзя, потому что мы потеряем суть госполитики. Государство должно подсказывать, что такое хорошо и что такое плохо — не отменяя того, что я раньше сказал.


Мы чувствуем себя с точки зрения материального обеспечения хорошо. Наверное, у нас недостаточно бюджета развития. Он в последнее время был сконцентрирован на материально-технической базе, мы построили несколько знаковых объектов, отремонтировали несколько театров. Наверное, стоит перестроить инвестиции в развитие на другие ориентиры. Да, мы должны достроить «Эрмитаж-Урал», надо что-то делать с ЦПКиО, но кроме этого нужно развивать «маленькие» проекты, о которых говорили в начале. Но пока на них ресурсов не хватает, и я мечтаю, что мы должны активизировать государственно-частное партнерство. Для этого нам нужно доказать застройщику, что при строительстве в его квартале новой культурной институции стоимость квадратного метра вырастет, сообщество соседей будет другим и люди там будут жить другие: они по-другому будут разговаривать, перестанут плеваться, бросать стеклянные бутылки мимо мусорки.



— Почему в этом году решено отказаться от живой елки на площади Пятого года? Прошлогодний эксперимент не удался?


— На мой взгляд — удался. Живая елка по-другому выглядит, ее не так много критиковали, получилась позитивная история. Но мы подумали, что в Антарктиде (тема ледового городка в этом году — Антарктида. — Прим. ред .) в принципе нет елок, и какую ни ставь — будет выглядеть нелепо. Решили вернуться к искусственной. За год у нее обновили программное обеспечение, обдумываем перформанс — светомузыкальное представление, когда весь городок синхронно переливается разными цветами. Это должно понравиться детям. В прошлом году Русская медная компания делала мультимедийный фасад городской администрации, это невероятно дорого. Было бы круто это повторить, но пока таких планов у РМК нет, а для городского бюджета это неподъемно.


Кстати, в работу ледового городка в этом году мы добавим интеллектуальную составляющую. Там будут выступать историки и путешественники с лекциями про Антарктиду и не только. Конечно, если позволит погода.


— Перенос ледового городка уже не рассматриваете?


— Мы долго обсуждали, наступил октябрь, и надо было принимать решение. Исторический сквер пока к этому не готов, да и бюджет на 2019 год этого не предполагал. Площадь Исторического сквера значительно больше площади 1905 года, и сделать за те же деньги какую-то красоту невозможно. Поэтому решили оставить на площади Пятого года. Но к этой теме мы обязательно вернемся, Александр Геннадьевич Высокинский попросил меня подготовить данные, сколько будет стоить перенос, чтобы мы могли предметно это обсудить.



До Маркова 15 лет управление культуры возглавляла Татьяна Ярошевская. В сентябре она уехала в Москву, где будет работать исполнительным директором МХАТ. Перед отъездом она дала интервью E1.RU , в котором рассказала о том, что происходит в городе, в культуре и в мэрии Екатеринбурга.

Текст: Даниил Румянцев
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU

 
По теме
 
Назначен новый глава управления культуры администрации Екатеринбурга. Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе мэрии, должность занял бывший руководитель дирекции городских праздничных мероприятий Илья Марков.

02.10.2019
 
 
Илья Марков раньше возглавлял Дирекцию городских праздничных мероприятий - e1.Ru Им стал человек, которого рекомендовала бывшая начальница Татьяна Ярошевская Илья Марков раньше возглавлял Дирекцию городских праздничных мероприятий Новым начальником управления культуры Екатеринбурга стал Илья Марков.

02.10.2019
В управлении культуры Екатеринбурга пройдет аудит «наследия Ярошевской» - EaNews.Ru Назначение нового начальника управления культуры Екатеринбурга отложено в связи с решением о проведении аудита структуры, которую последние 15 лет возглавлял один человек – Татьяна Ярошевская.

01.10.2019
Указ гласит: Покидать дом можно только для оказания неотложной помощи, для похода в магазин, на работу и для выгула животных (ограничения по расстоянию).

30.03.2020
 
Губернатор Евгений Куйвашев подписал указ, расширяющий перечень мер, призванных обезопасить жителей Свердловской области в ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции,

30.03.2020
Гроза диверсантов - Железнодорожный район Екатеринбурга Ефим Борисович Пивник родился 27 апреля 1924 года в Борисполе, под Киевом.
Железнодорожный район Екатеринбурга
31.03.2020
Бил врага на земле и в море - Железнодорожный район Екатеринбурга Михаил Дмитриевич Слободенюк родился в 1927 году в Алтайском крае, где и встретил грозный 1941 год.
Железнодорожный район Екатеринбурга
31.03.2020
Что ждет россиян в апреле 2020 года Фото: © touroperator.top Мораторий на банкротства, индексация социальных выплат, отмена комиссии ЦБ за денежные переводы и другие нововведения, пишет Коммерсантъ.
30.03.2020 Газета Золотая горка
Курсанты УРИ ГПС МЧС России присоединились к международному флешмобу против коронавируса - УрИ ГПС МЧС РФ С 30 марта в России, в соответствии с Указом Президента, объявлена нерабочая неделя для того, чтобы минимизировать риски заражения инфекцией, в связи с чем необходимо по возможности оставаться дома.
УрИ ГПС МЧС РФ
30.03.2020
Васильеву грозит до 20 лет лишения свободы - КП Екатеринбург Сегодня в Ленинском суде состоялось предварительное слушанье по делу Владимира Васильева Олег ГАЛИМОВ В Екатеринбурге состоялось предварительное слушанье по уголовному делу уличного художника Владимира Васильева.
КП Екатеринбург
30.03.2020
"Сотрудники полиции с представителями Роспотребнадзора будут посещать квартиры и проводить проверки по месту жительства граждан, вернувшихся из дальних поездок и находящихся на карантине (изоляции),
30.03.2020 Газета Среднеуральская волна
Март 2000 года. Комсомольское. Отряд спецназа «Урал» принимает участие в самом кровопролитном сражении второй чеченской войны.
28.03.2020 Тагильский рабочий
К 150-летию Красноуфимского земства  Из истории образования Красноуфимского земства - Краеведческий музей     После отмены крепостного права в России в 1861 году, были приняты ряд реформ, и согласно Положения «О земских учреждениях» 1864г., вслед за центральными губерниями,
Краеведческий музей
30.03.2020
И громких вам аплодисментов! - Железнодорожный район Екатеринбурга Глава Администрации Железнодорожного района А.В. Курочкин поздравил Екатеринбургский Театр Юного Зрителя с 90-летием со дня образования.
Железнодорожный район Екатеринбурга
30.03.2020
Илья ЗЫРЯНОВ В ЦКиД полным ходом идёт подготовка к новому спектаклю, премьера которого запланирована на 24 апреля.
29.03.2020 Газета Камышловские известия
Расписание движения автобусов - Камышловский городской округ Источник: Официальный сайт Камышловского городского округа. Фото:https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=автобусы%20камышлов&pos=5&img_url=https%3A%2F%2Fstorage.myseldon.
Камышловский городской округ
30.03.2020
21 марта в Екатеринбурге прошёл Международный турнир по кикбоксингу Fair Fight ХХI (Файр Файт).
29.03.2020 Газета Камышловские известия
Сотрудники ГИБДД МО «Камышловский» при взаимодействии с комплексными силами полиции в период с 23 по 25 марта провели оперативно-профилактическое мероприятие «Автобус».
28.03.2020 Газета Камышловские известия
Курсанты УРИ ГПС МЧС России присоединились к международному флешмобу против коронавируса - УрИ ГПС МЧС РФ С 30 марта в России, в соответствии с Указом Президента, объявлена нерабочая неделя для того, чтобы минимизировать риски заражения инфекцией, в связи с чем необходимо по возможности оставаться дома.
УрИ ГПС МЧС РФ
30.03.2020
Куйвашев ужесточил карантин в Свердловской области - JustMedia В Екатеринбурге 24 заразившихся и 3 выписавшихся из больницы. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев сегодня подписал указ о введении дополнительных ограничений в регионе в связи с пандемией COVID-19 в мире.
JustMedia
30.03.2020
В связи с введением на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятием дополнительных мер по защите населения от коронавирусной инфекции Фонд социального страхования Российской Федерации информир
31.03.2020 Газета Камышловские известия
С 30 марта в России, в соответствии с Указом Президента, объявлена нерабочая неделя для того, чтобы минимизировать риски заражения инфекцией, в связи с чем необходимо по возможности оставаться дома.
30.03.2020 УрИ ГПС МЧС РФ