«Новокузнецкая школа фотографии» представляет

«Новокузнецкая школа фотографии» представляет - https://yeltsin.ru/
«Новокузнецкая школа фотографии» представляет - https://yeltsin.ru/
«Новокузнецкая школа фотографии» представляет - https://yeltsin.ru/
«Новокузнецкая школа фотографии» представляет - https://yeltsin.ru/
«Новокузнецкая школа фотографии» представляет - https://yeltsin.ru/
«Новокузнецкая школа фотографии» представляет - https://yeltsin.ru/
«Новокузнецкая школа фотографии» представляет - https://yeltsin.ru/
«Новокузнецкая школа фотографии» представляет - https://yeltsin.ru/
«Новокузнецкая школа фотографии» представляет - https://yeltsin.ru/
Фотокросс, посвященный выставке «Новокузнецкая школа фотографии» - https://yeltsin.ru/
«Новокузнецкая школа фотографии» представляет - https://yeltsin.ru/
Фото: yeltsin.ru

С 15 июля по 2 октября 2016 года в Арт-галерее Ельцин Центра — выставка «Новокузнецкая школа фотографии: Николай Бахарев, Владимир Воробьев, Владимир Соколаев» кураторов Ольги Свибловой и Анны Зайцевой. Выставка продолжает серию проектов МАММ, посвященных истории российской фотографии и истории России в фотографии. Под объединяющим грифом «школа» она представляет новокузнецких фотографов, полярных по своим мировоззренческим и эстетическим установкам.

Весной 2016 года выставка прошла в Мультимедиа Арт Музее (Москва).

Назад Вперед 1 / 3

Фото из цикла «Отношение», 1988-1993гг. Собрание МАММ/МДФ

Николай Бахарев

2 / 3

Фото из цикла «Отношение»

Николай Бахарев

3 / 3

Фото из цикла «Отношение»

Николай Бахарев

Николай Бахарев — одна из самых значительных и таинственных фигур российской фотографии конца ХХ века. Провинциальный фотограф, создававший заказные портреты, с начала 1990-х становится одним из самых востребованных художников в России и за рубежом. Его работы участвуют в групповых и персональных выставках, попадают в музейные и частные коллекции; они были представлены в основной программе 55-й Венецианской биеннале и на Международных фотографических встречах в Арле в 2013 году.

Николай Бахарев родился в деревне Михайловка Алтайского края в 1946 году. Рано потерявший родителей и выросший в детском доме, он начал свою трудовую деятельность на Кузнецком металлургическом комбинате — том самом КМК, где в 1970-х-начале 1980-х годов работают штатными фотографами Воробьев и Соколаев. В 24 года, в 1970 году, Бахарев становится профессиональным фотографом в службе быта и формат «съемки на заказ» оказывается определяющим для его индивидуальной эстетики. Фотографии на заказ должны были нравиться клиенту. Поэтому Бахарев тщательно выстраивает композицию, позы, ловит моменты счастья и предельного самовыражения своих героев.

Цикл «Отношение» снимался на новокузнецких пляжах в конце 1980-х-начале 1990-х — когда рушился весь уклад привычной советской жизни и фотографы вынуждены были искать заказчиков самостоятельно. В частности, на пляжах, делая для отдыхающих снимки на память. Казалось бы обычные «пляжные» фотографии Бахарева стали классикой российской фотографии, портретом эпохи в момент ее исторического слома.

Творческий метод Бахарева состоит в эстетической дистанцированности от объекта съемки при полной включенности в момент создания композиции. Эта тактика была абсолютно нетипична для советской фотографии того времени. Можно сказать, что Бахарев снимает своих героев в эстетике наивного искусства или art brut, предельно нивелируя свое авторское вторжение, которое остается за кулисами и проявляется только в момент постановки, запускавшей механизмы самопрезентации персонажей.

Назад Вперед 1 / 3

За кулисами городского театра. Новокузнецк, 30 марта 1980 г.

Владимир Соколаев

2 / 3

Медсестра-практикантка в отделении детской реанимации Городской больницы №1. Новокузнецк, июль 1977 г.

Владимир Соколаев

3 / 3

День донора на Кузнецком металлургическом комбинате. Новокузнецк, 16 сентября 1981 г.

Владимир Соколаев

Владимир Соколаев и Владимир Воробьев по своим мировоззренческим и эстетическим установкам оппонировали самому понятию «съемки на заказ», даже работая штатными фотографами на крупнейшем металлургическом предприятии СССР, режимном объекте — Кузнецком металлургическом комбинате. Им близка та линия развития фотографии, которая брала свое начало в движении фотолюбительства, появившемся на волне хрущевской оттепели в конце 1950-х-начале 1960-х годов. Здесь в фокусе оказывается прежде всего индивидуальность, внутренний мир конкретного человека, и эта линия противостояла канонам социалистического реализма, унифицировавшего конкретных людей до социальной общности — советского народа.

В 1978 году Воробьев, Соколаев и Александр Трофимов создают творческое фотографическое объединение «ТРИВА» , которое два года спустя получает официальную регистрацию и становится первой в СССР зарегистрированной творческой группой фотографов.

Еще в 1960-е годы Министерство черной металлургии выпустило распоряжение об организации на всех крупных заводах кино- и фотостудий — для съемки идеологически выдержанных и качественных материалов о производстве. Такая студия появилась и на КМК — «КМК-фильм». Именно она и стала производственной базой группы «ТРИВА» — мощный кинофотокомбинат, обеспеченный всем необходимым осветительным и съемочным оборудованием, реактивами, фотобумагой. Участники группы снимали на территории огромного режимного завода, в который другим фотографам практически не было доступа. Группа стала устраивать уличные выставки — на заводских стендах в городе. За год существования приняла участие в 19 выставках, в том числе и зарубежных.

Но уже через год после регистрации по решению Кемеровского обкома КПСС группа была расформирована «за распространение идеологически вредных фотографий». Такой была реакция властей на попытку фотографов отправить свои снимки в Амстердам на конкурс World Press Photo. В 1982 году все участники «ТРИВА» были уволены с комбината, но Соколаев и Воробьев вскоре создали фотолабораторию на другом предприятии и продолжили работать вместе. По словам Соколаева, «оставшись без завода, мы вышли с «Лейками» на улицы родного города».

У фотографов «ТРИВА» была своя, последовательно и строго реализуемая, концепция фотографии, которая позволяет говорить об этих фотографах как о школе. Полное отсутствие постановочности, которая доминировала в официальном советском фотоискусстве. Строгое невмешательство в документируемое событие, отказ от искусственно созданной «художественности», печать полного кадра. Владимир Соколаев так описывал принципы и интересы группы:

«Очень серьезно прорабатывалась теория фотографии, ее репортажная основа (…) Съемка штатными 50-миллиметровыми объективами стала определяющей, ибо созданная ими фотография сохраняла привычную для глаза перспективу, а при рассматривании создавала ощущение «окна в событие». Метод погружения в событие стал основным способом съемки. А чтобы подчеркнуть полноту документа, мы стали печатать со всего негатива, вместе с перфорацией. Через какое-то время от печати с перфорацией отказались — слишком «художественно», — а печать с полного негатива сохранили до сих пор…»

После увольнения с комбината фотографам закрывается доступ на официальные выставки и начинается работа «в стол». Большинство фотографий, которые можно увидеть на выставке, когда-то были доступны только узкому дружескому кругу фотографов — на квартирных выставках и в самиздатовских фотоальбомах. Теоретическое осмысление фотографии, критика происходила тоже в узком кругу: бывая в Москве, фотографы общались с Александром Слюсаревым, Валерием Щеколдиным, Владимиром Семиным, Юрием Рыбчинским.

Назад Вперед 1 / 3

Вертолет с «Правдой». Новокузнецк, 1982 г.

Владимир Воробьев

2 / 3

Молодой отец с приятелем у роддома №1. Новокузнецк, 1981 г.

Владимир Воробьев

3 / 3

Портрет люкового. Коксовая батарея. Кузнецкий металлургический завод. Новокузнецк, 27 октября 1979 г.

Владимир Воробьев

Сегодня, тридцать лет спустя, к фотографам «ТРИВА» возвращается заслуженное признание. В 2013 году масштабную выставку «ТРИВА — фотоманифест пролетариата» подготовил Сибирский центр современного искусства. Она была показана в Томске, Красноярске, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Кемерово.

Выставка «Новокузнецкая школа фотографии» продолжает ликвидировать пробелы в истории российской фотографии. Большую помощь в подготовке выставки оказал Владимир Соколаев, который на протяжении многих лет занимается сохранением, систематизацией и описанием творческого наследия группы «ТРИВА».

Выставка «Новокузнецкая школа фотографии: Николай Бахарев, Владимир Воробьев, Владимир Соколаев» пройдет с 15 июля по 2 октября в Арт-галерее Ельцин Центра.

Стоимость билета - 100 рублей.

Подробнее о билетах и льготах

  • 16 июля 2016 — 17 июля 2016 Арт-галерея Ельцин Центра Конкурс Фотокросс, посвященный выставке «Новокузнецкая школа фотографии» Фотокросс, посвященный выставке «Новокузнецкая школа фотографии». Соревнование фотографов, ограниченное тематическими и временными рамками.
  • К началу выставки приурочен тематический фотокросс . В течение двух дней, 16 и 17 июля, нужно фотографировать всё, что, на взгляд участников, соответствует трем темам фотокросса: «Отношение», «Перпендикулярно идущий», «За кулисами Ельцин Центра». Две первые темы отсылают к работам, представленным на выставке. Разрешается передвигаться любыми способами и использовать любые виды личного и общественного транспорта. По окончании фотокросса нужно сдать членам жюри максимум по 3 фотографии на каждую выбранную участниками тему (только в электронном формате). Прием фотографий производится по электронной почте [email protected] с 5 июля. Победители получат памятные подарки и призы.

    Фотоконкурс в Instagram Даты проведенияс 5 июля 2016 по 31 июля 2016 года Тема«На пляже» Главные теги конкурса#мое_отношение и @yeltsincenter_gallery А также#НовокузнецкаяШкола #ЕльцинЦентр #mamm

    Арт-галерея Ельцин Центра предлагает вступить в диалог со знаменитой серией Бахарева «Отношение» и принять участие в фотомарафоне, размещая в своих аккаунтах в социальных сетях снимки на тему «На пляже». Для этого нужно сделать фото и опубликовать его в Instagram с хэштегами #мое_отношение #НовокузнецкаяШкола #ЕльцинЦентр #mamm, а также отметить аккаунт Арт-галереи в Instagram – @yeltsincenter_gallery .

    Три участника конкурса, чьи фотографии больше всего понравятся жюри, получат памятные призы.

    Николай Бахарев — один из самых значительных российских фотографов конца XX века, который с начала 1990-х годов становится востребованным художником в России и за рубежом. Его цикл «Отношение», представленный на выставке, снимался на новокузнецких пляжах в конце 1980-х — начале 1990-х. В фотографиях чувствуется свобода, эстетика, а главное — любовь.

    В рамках выставки 15 июля также запланирован круглый стол круглый стол «Фотография как документ эпохи» , на котором разговор пойдет о фотографиях, которые были сделаны в советское время, но выглядят не «по-советски»; о ключевых фотографах конца 1980-х; о различиях провинциальных и столичных школ, которые были в то время, и о том, можно ли говорить о существовании «новокузнецкой» школы фотографии.

    Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
    ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
     
    По теме
    Екатеринбург, 13 августа, «Православная газета» . В преддверии нового учебного года (2020/2021) учителя воскресных школ Екатеринбургской митрополии обобщили опыт проведенной работы по теме «Великая Победа: наследие и наследники».
    Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание! В связи с ограничительными мерами по проведению культурно-массовых мероприятий, музей временно меняет график работы.
    В бюджет Свердловской области поступили 119,6 миллиарда рублей - Минфин Свердловской области  Согласно оперативной информации Минфина Свердловской области, поступления налоговых и неналоговых доходов областного бюджета по состоянию на 1 августа 2020 года составили 119,6 миллиарда рублей.
    Минфин Свердловской области
    Екатеринбург, 13 августа, «Православная газета» . В преддверии нового учебного года (2020/2021) учителя воскресных школ Екатеринбургской митрополии обобщили опыт проведенной работы по теме «Великая Победа: наследие и наследники».
    Православная газета
    Фоторепортаж: Венский фестиваль музыкальных фильмов завершился «живым» концертом - Уральский рабочий На закрытии выступили «Другой оркестр» и российская группа The Hatters. Напомним, из-за коронавирусной эпидемии фестиваль в этом году переносили несколько раз, также сократили с четырех недель до двух, но он все же состоялся.
    Уральский рабочий