А может ли ученик превзойти учителя? Ответить на этот вопрос для себя смогут посетители Екатеринбургского музея ИЗО. Там открылась выставка, на которой представлены картины известного русского художника Кузьмы Петрова-Водкина и его ученика Павла Голубятникова.
Крым. 1927 год. Полуостров только что пережил землетрясение мощностью в шесть баллов. Хрупкость мира и его неустойчивость перед силами природы стали вдохновением для Кузьмы Петрова-Водкина, который стал очевидцем этого явления. Сама жизнь разрешила художнику нарушить правила композиции и опрокинуть горизонт.
«Он в своём искусстве общался со зрителем посредством живописных аллегорий и метафор, но тем не менее он полагается на хорошо известные русские традиции. Они понятны и близки душе русского человека», — говорит ведущий научный сотрудник отдела живописи Государственного Русского музея /Санкт-Петербург/ Ольга Мусакова.
На выставке «Созвездие мастера» представлено полсотни работ Петрова-Водкина. Это полотна, написанные в уникальном стиле, сочетающим реализм и символизм. Мастер разработал собственную теорию «трёхцветия», где главными считал красный, синий и жёлтый. Их можно увидеть в каждой картине художника, остальные оттенки он получал, смешав основные цвета. Этому и учил своих многочисленных последователей.
Повторять, но не копировать — этому обучал Петров-Водкин. «Науку видеть» отлично усвоил его последователь Павел Голубятников. Авторы экспозиции предлагают сравнить творческий почерк учителя и ученика. Впервые их работы оказались в одном выставочном пространстве.
«Голубятников основу какую-то получил от Петрова-Водкина, какие-то приёмы. В дальнейшем он, конечно, пошёл своим путём. Один из немногих, кто создал собственный стиль», — говорит куратор выставки «В созвездии Мастера» Ольга Горнунг.
Ленинградец Павел Голубятников никогда не был на Урале, но именно Нижний Тагил открыл широкому зрителю его работы. Художник погиб в блокаде, а его семье удалось эвакуироваться в маленький свердловский городок, прихватив с собой полотна мастера. Так в коллекции Нижнетагильского музея появились его «Гроза», «Дети» и «Натюрморт с бутылкой». Другие полотна двух мастеров привезли в Екатеринбург из Государственного Русского музея.
«Нам, действительно, повезло, что в таком количестве — а это практически полсотни работ — нам дала эта институция. Это, действительно, такой неслыханный выезд, массовый наследия в регионы», — говорит директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин.
Выставка, по задумке авторов, должна рассказать зрителю как искусство рождается из дружбы. А ещё показать, как яркая звезда может стать самостоятельной, даже если родилась в «Созвездии мастера».