В Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась выставка «В созвездии Мастера. Кузьма Петров-Водкин – Павел Голубятников. Учитель и ученик».
Впервые в одном выставочном пространстве музей собрал работы великого русского художника и одного из его последователей и учеников. В экспозиции около сотни произведений живописи и графики из собраний Государственного Русского музея, Пермской художественной галереи, Нижнетагильского и Екатеринбургского музеев изобразительных искусств,
«Мы несколько лет шли к этому проекту. Эта история очень важна для нас не с точки зрения красоты экспозиции, а прекрасной музейной историей – у Петрова-Водкина большая плеяда учеников, но Уралу повезло сохранить наследие одного из них и показать его вместе с мастером», – говорит директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин.
Творчество Петрова-Водкина в советское время не принималось. Его последняя прижизненная выставка состоялась в 1936 году, за три года до смерти художника. Затем до середины 1960-х наступило забвение. Но и после рекомендовалось не включать в выставки и публикации религиозные работы автора.
«Сегодняшняя выставка – это еще одна дань великому мастеру, который создал целую эпоху, стал мастером эпических картин. Петров-Водкин был в не меньшей степени новатором, чем Филонов, Малевич, Кандинский. Он стоит в одном ряду с великими достижениями ХХ века», – говорит ведущий научный сотрудник Отдела живописи второй половины XIX – начала XXI веков Государственного Русского музея Ольга Мусакова.
Преподавать Кузьма Петров-Водкин начал, когда ему еще не было 30 лет, выработал свою педагогическую теорию, долгое время руководил мастерской живописного отделения Высшего художественного училища при Академии художеств. Петров-Водкин стремился воспитать не подражателей, а самостоятельных профессиональных авторов.
Павел Голубятников учился у него в 1918 году в Петроградских свободных художественно-учебных мастерских. Встречу предопределила картина «Купание красного коня» – Голубятников был так поражен увиденным, что решил учиться только у ее автора.
«С Павлом Константиновичем Голубятниковым они были не просто как учитель и ученик, они были друзья, соратники, всю жизнь общались и переписывались. Кузьма Сергеевич поощрял в учениках самостоятельность, какие-то поиски. И как раз Голубятников был из числа тех художников, которые нашли свой почерк, свой стиль. Он не был эпигоном Петрова-Водкина, но, тем не менее, влияние мастера чувствуется практически во всех работах», – рассказывает куратор выставки, заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства ЕМИИ Ольга Горнунг.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств привез на выставку практически все произведения Павла Голубятникова из своей коллекции – на сегодняшний день это единственное собрание работ автора. Удивительная история спасения картин – благодаря Нижнему Тагилу, в котором Голубятников никогда не бывал, имя художника удалось открыть заново.
«Павел Голубятников – петербургский художник, он умер в 1942 году в блокаду, а позже его семья была эвакуирована. Все уцелевшие картины сняли с подрамников, свернули в рулон и вместе с архивом вывезли на Урал. 30 лет после войны картины стояли в рулоне в кладовой квартиры Голубятниковых. Работавшая в те годы директором Нижнетагильского музея Элеонора Павловна Дистeргефт случайно узнала, что коллекция художника находится в Нижнем Тагиле. Пришлось много реставрировать, картины были пронзены осколками снаряда, который попал в квартиру. Сейчас в нашем музее хранится 28 картин Павла Голубятникова и 40 листов графики», – рассказывает директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств Марина Агеева.
Выставка работает в главном здании Екатеринбургского музея изобразительных искусств на Воеводина, 5 до 6 апреля 2025 года. Действует Пушкинская карта. (18+)
Также Культура Урала рассказывала о выставке «Туржанские. Диалог поколений», которая работает в Центре «Эрмитаж-Урал».
ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА ПОРТАЛА КУЛЬТУРА-УРАЛА.РФ, фото: Кирилл Дедюхин